Рекомендации педагога-социального, педагога-психолога

10 советов о том, как разговаривать с подростком

10 советов о том, как разговаривать с подростком

 

  1. Расскажите подростку о том, что с ним творится. Для этого нужно выбрать подходящий момент, например, через какое-то время после незначительной ссоры, когда подросток «взорвался» на пустом месте.

û   Начните разговор, когда вы оба уже «остыли», но память о произошедшем конфликте еще свежа. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Поведайте подростку о том, что происходит с его организмом и как это влияет на его эмоции и поведение.

û   Дайте ему знать, что вы его понимаете и готовы поддержать, но не намерены спускать все с рук, т.к. он уже достаточно большой для того, чтобы учиться справляться со своими эмоциями и брать за них ответственность на себя. Вы можете сказать ему нечто, вроде: «Когда чувствуешь прилив злости, обиды или раздражения, остановись, глубоко вдохни и представь себе, как эти чувства уходят и растворяются вместе с выдыхаемым воздухом.

û   Если потренируешься и научишься этому, ты будешь значительно реже ссориться с окружающими. Но, если тебе все же не удалось удержаться, и ты сорвался, найди в себе мужество открыто в этом признаться и извиниться»

û   Подростку очень полезно знать о физиологических причинах его эмоциональных всплесков, но этого не достаточно, т.к., помимо резких перепадов эмоций, подростковый кризис проявляется во множестве других вещей. Поэтому подросток очень нуждается в вашей любви, понимании и поддержке. 

  1. Воспринимайте своего сына или дочь как взрослеющего человека. Ведь это уже не ребенок, полностью зависящий от вас, но еще и не взрослый, способный жить автономно. Поэтому и отношение к подростку должно быть соответствующее: необходимо найти золотую середину между тотальным контролем и вседозволенностью. Подросток нуждается именно в «контролируемой свободе», поскольку, как бы он ни кичился своей взрослостью, подсознательно он все еще находится в позиции воспитываемого ребенка.
  2. Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка! Даже очень мягко и ласково сказанные фразы, типа «ты моя пышечка», «носатик мой любимый», болезненно отзываются в сознании подростка, и он начинает постоянно обращать внимание на указанный недостаток, пытается его спрятать, кажется себе уродливым и недостойным любви. Это может приводить к таким ужасным последствиям, как, например, пищевые расстройства (анорексия и булемия), которыми последние несколько лет страдает такое количество девочек-подростков, что это превратилось в мировую проблему.
  3. Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка, даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить. Подросток имеет право выбирать круг общения. Доверяйте своему ребенку и давайте ему право получать необходимый жизненный опыт, который он черпает из общения со своими друзьями.

Бывают, конечно, и критические ситуации, когда люди, окружающие ребенка, могут принести ему непоправимый вред (например, пристрастить к наркотикам). В таком случае начните с мягкого высказывания своего мнения о том вреде, который они способны нанести подростку, но не ждите мгновенной реакции.

Наберитесь терпения и продолжайте мягко напоминать ему о недостатках его друзей, давая ему время самому понять, что за люди его окружают. Ведь, если вы попытаетесь директивно запретить контактировать с ними, это приведет лишь к вашему конфликту с ребенком, его страданиям и попыткам встречаться с друзьями за вашей спиной, например, вместо хождения в школу.

  1. Интересуйтесь жизнью подростка. Многие старшеклассники говорят о том, что их общение с родителями ограничивается лишь формальным ежевечерним вопросом «ну, как дела в школе?», на который они отвечают так же формально.

 

За фразой «не лезьте в мою жизнь», на самом деле, скрывается огромная потребность подростка в понимании и интересе со стороны взрослых. Поэтому интересуйтесь жизнью ваших детей, их проблемами и переживаниями.

Ни в коем случае не обесценивайте эти проблемы, даже если они кажутся вам совсем не значительными и по-детски наивными, ведь это жизнь вашего ребенка, поэтому, говоря «перестань, это же ерунда», вы обесцениваете саму его жизнь. А он нуждается в поддержке, мудром совете и понимании.

  1. Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе. Склонность подростков «все опошлять», находя эротический подтекст даже в том, что, казалось бы, не имеет никакого отношения к сексу, есть не что иное, как доступное им снятие сексуального напряжения. Не бойтесь говорить со своим ребенком об интимной стороне жизни, т.к. подобные разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к той части действительности, которой он рано или поздно коснется.
  2. Предоставляйте подростку место и время для уединения, т.к. он зачастую нуждается в том, чтобы побыть наедине с самим собой, разобраться в своих чувствах и переживаниях, подумать о себе, своих проблемах, пофилософствовать и просто насладиться одиночеством.
  3. Не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли. Не выкидывайте его вещей и не убирайтесь в его комнате без его ведома и согласия, т.к. в подростковом возрасте для ребенка огромное значение приобретает обстановка, в которой он живет.

 Она становится не просто выражением его внутреннего мира, а его частью. И он готов защищать ее также ревностно, как и пространство своих переживаний и мыслей. Так же старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит, если он дает вам однозначно понять, что не хочет говорить в данный момент.

  1. Вам стоит всегда показывать подростку, что вы готовы его выслушать и поддержать. Для этого вы можете использовать фразы, типа «если захочешь поговорить, я всегда готова тебя выслушать». 

Спокойно относитесь к максимализму подростка и его резкости в суждения. Просто поймите, что в данный период времени ваш ребенок так мыслит, и не в его власти это изменить. Не пытайтесь переубеждать подростка, ожидая мгновенного согласия.

  1. Вам стоит мягко показывать другие возможные точки зрения. И, поверьте, даже если ваш ребенок всем своим видом демонстрирует, что в корне с вами не согласен, он прекрасно вас слышит и в конечном итоге зачастую руководствуется вашим более мудрым мнением, хотя лишь в крайне редких случаях признается в этом.

 

 

 

 

 

Подобрала материал:                                                                     Педагог социальный                    

                                                                                        Хоронжая С.Н.                       

Что делать, если ребёнок пропал или сбежал из дома?

Что делать, если ребёнок пропал или сбежал из дома? Cоветы специалиста

 
 
Ребенок сбежал из дома: что делать? - Официальный сайт Администрации Санкт‑Петербурга
 

Вопрос. Как действовать, если ребенок пропал или сбежал из дома? И что нужно знать тем, кто обращается за помощью?

Ответ. Тревогу стоит бить в любом случае, даже учитывая тот факт, что чаще всего подростки уходят из дома самостоятельно (но так бывает не в 100% ситуаций). Чем быстрее вы обратитесь за помощью, тем больше вероятность, что поиск завершится быстро и благополучно.

Что делать, если пропал ребенок

В первую очередь надо обязательно обзвонить знакомых, друзей, педагогов сына или дочери, обратиться в кружки и секции, которые они посещают. Если тревога ложная, потом можно будет позвонить еще раз, объяснить ситуацию и извиниться. Но изначально надо проверить: может, ребенок задержался у друзей или у него случился какой-то форс-мажор, например опоздал на автобус. Такое бывает сплошь и рядом.

Если эти действия результата не принесли, обязательно нужно подать заявление в полицию, потому что без этого документа даже поисковики не возьмутся за работу. Параллельно можно обратиться в поисковые отряды, к примеру в «ЛизаАлерт».

Когда родные пропавшего человека обращаются к поисковикам, приходится принять участие в некотором количестве неприятных разговоров. Но без этого, к сожалению, не обойтись. Мы всегда очень подробно опрашиваем заявителей, особенно если речь идет о поиске детей и подростков.

Мы делаем это не из любопытства, а потому, что нам необходимо быть в курсе всех обстоятельств, которые предшествовали пропаже или уходу из дома. Отвечать необходимо максимально честно.

Часто бывает, что родители, не желая выносить сор из избы, стараются либо преуменьшить, либо вовсе скрыть какие-то неприятные моменты. Например, они могут опустить тот факт, что пропаже ребенка предшествовал конфликт. Или умолчать о том, что у ребенка есть какие-то вредные привычки, что недавно у него появились сомнительные увлечения. Утаивание правды только усложнит поиск.

Также поисковикам важно знать, в какой одежде ребенок ушел, что он взял с собой, что пропало из дома. Иногда поиски длятся крайне долго, иногда заканчиваются очень быстро: это зависит от большого количества разных факторов. Но в первую очередь от причин, по которым ушел ребенок.

Чего делать однозначно не стоит

Не надо самостоятельно публиковать ориентировки, создавать листовки, постить фотографии в интернете, писать о пропаже ребенка в районные группы и везде, где только можно.

Да, репосты и распространение ориентировок — это достаточно мощные инструменты при любом поиске. К нам в отряд поступает много свидетельств из социальных сетей по ориентировкам. Но в таких историях надо взвешивать каждое свое действие с точки зрения вреда и пользы, которые оно может принести.

Так, например, подростки склонны трепетно относиться к своей внешности и преувеличивать значение тех или иных событий, воспринимать те или иные моменты слишком близко к сердцу.

Публикация фотографий пропавшего подростка в соцсетях может в некоторых случаях сделать только хуже. Увидев ее, ребенок может обидеться еще сильнее, уйти еще дальше, спрятаться еще лучше. Поэтому в нашем поисковом отряде крайне осторожно относятся к распространению ориентировок на пропавших подростков. Перед этим мы всегда тщательно изучаем все вводные.

Как вести себя родителям, когда ребенок нашелся

Мы все живые люди, и в разных ситуациях мы испытываем разные эмоции. Но «запасных» детей у нас нет, потому для начала надо постараться выдохнуть.

Первое, что нужно сказать: «Мы сильно за тебя волновались, мы тебя очень любим». Это универсальное послание: ребенок должен понимать, что за него беспокоились, что его ждали, что его любят. Постарайтесь отложить разбирательства на некоторое время: лучше дождаться момента, когда у всех будут силы и возможность спокойно разговаривать.

После постарайтесь максимально подробно разобраться в причине произошедшего и объяснить ребенку, почему сбежать из дома — это не выход и не решение.

Зачастую цель, которую преследует ребенок, — не сбежать подальше от родителей, а привлечь их внимание к некой проблеме

Есть истории, когда подростки убегают из-за того, что между членами семьи нет понимания, или из-за того, что с ним плохо обращаются.

Но все-таки чаще решение уйти из дома ребенок принимает под действием сильных эмоций: здесь и сейчас случился конфликт, он хлопнул дверью и ушел.

Или же он жалуется: «Мама, я не хочу в школу», — а родители не придают этому значения. Второй раз об этом сказал, третий… А потом просто не идет туда, потому что там ему плохо. И, как следствие, не возвращается домой, потому что за прогул точно будут ругать.

В жизни ребенка возникает некая тупиковая ситуация, проблему вовремя не решают, и он таким образом привлекает к ней внимание. Поэтому все разговоры после того, как ребенок нашелся, нужно строить исходя из причин, по которым он уходил. Даже если вы поняли, почему это произошло, еще до начала поисков или в их разгаре, намного проще и эффективнее вместе с ребенком попытаться найти какое-то решение. Не существует двух одинаковых историй, и в любом случае не надо действовать по принципу «Утонешь — домой не приходи» или «Я так переживала, что сразу, как только ребенок вернулся, залепила ему оплеуху».

Как вести себя с ребенком, чтобы ему не захотелось сбежать

Нужно понимать, что подростковый возраст очень сложный: не зря психологи выделяют его в отдельную категорию. Подросткам присущи взрослые амбиции, которые часто сочетаются с пока что детским мышлением. Поэтому к тинейджерам нужно стараться относиться с пониманием.

Не стоит отбирать у них мобильные телефоны в качестве наказания. Таким образом родители часто наказывают сами себя, ведь они оставляют своего ребенка без связи.

Социальные сети — тоже очень важный момент. Таковы современные реалии: все дети так или иначе сидят в каких-либо социальных сетях. Если ребенок изъявил желание зарегистрироваться в том или ином сервисе, запрещать не стоит. Лучше помочь, завести вместе с ним первую страницу. Запретив ему делать это, мы рискуем добиться того, что он заведет фейковый аккаунт и вы не будете об этом знать.

Кроме того, все мы прекрасно знаем, что очень часто причины конфликтов возникают в школе

Если случилась неприятная ситуация, если ребенка в чем-то обвиняют, ругают какие-то третьи лица, будь то учителя или близкие соученика, надо очень вдумчиво разобраться в происходящем, не допускать несправедливого отношения. Потому что для тех, кто находится в подростковом периоде, крайне характерно острое восприятие справедливости и несправедливости.

Близким нужно стараться выстраивать максимально доверительные отношения с ребенком. Как можно лучше и ближе знать его друзей. Но при этом все-таки осторожно мониторить, что ребенок делает в соцсетях, со своей страницы просматривать список друзей, хотя бы понимать, кто есть кто.

К сожалению, в нашей поисковой практике такое бывает нередко: у мамы подростка спрашиваешь, кто все эти 150 друзей (среди которых есть и взрослые!) на странице во «ВКонтакте» ее сына или дочери. А мама эту страницу не видела и не знает, кто эти люди.

Сегодня близким детей и подростков обязательно нужно идти в ногу со временем. Они должны участвовать в жизни ребенка, понимать, что с ним происходит. В этом случае шансы на то, что родителям не придется искать сбежавших детей при помощи полиции и поисковых отрядов, сильно увеличиваются.

«Он и Она. А может это любовь?»

   20.02.2021 педагогом социальным Хоронжей Светланой Николаевной проведено занятие с учащимся «Он и Она. А может это любовь?».

   Данное занятие имело цель: содействие формированию устойчивой и конструктивной полоролевой самоиндефикации.

   Задачи: актуализировать представления участников о сходстве и различиях между полами, ознакомить с современными гендерными стереотипами, сформировать положительное отношение у учащихся к себе как представителю пола.

   Учащиеся были разделены по группам по половой принадлежности, составляли письменные коллажи на темы: «Кто такие юноши?», «Кто такие девушки?». Обсуждали вопросы различия психологических характеристик полов, разницы в поведении, привычках, общественных стереотипах характерных черт юношей и девушек. Подняли вопросы «Какие проблемы возникают при общении с юношами и девушками?», «Что Вам не нравится в общении с юношами и девушками?», «Важные качества в юношах и у девушек» и др. Участникам занятия было предложено выполнить упражнение «Доска объявлений» - составить объявление о себе с целью помочь учащимся определить требования к будущему партнёру. Для упражнения было предложено составить объявление по примеру брачных объявлений в рекламных изданиях. Также было предложено составить объявление-характеристику о друге или подруге, которые хотят познакомиться и общаться с каким-либо его знакомым. Данные объявления в качестве рефлексии участники занятия рассмотрели, обсудили понравившиеся. Еще раз подняли вопрос: «Какие качества для Вас являются важными? Почему?»

   В заключении учащиеся просматривали видео ролики о «Биохимии любви». Это способствовало развитию представлений о процессах, происходящих в организме, любви, её возникновении и развитии.