Рекомендации педагога-социального, педагога-психолога
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
- Установите открытую и доверительную атмосферу. Создайте благоприятную атмосферу, в которой все участники взаимодействия будут чувствовать себя комфортно и могут свободно выражать свои мысли и чувства. Поддерживайте открытый диалог и демонстрируйте понимание и уважение к мнениям и идеям каждого.
- Учитывайте факторы эффективного общения. Чтобы научиться эффективно общаться с людьми, нужно учитывать следующие факторы общения:
- То, что именно ты говоришь.
- То, как ты говоришь.
- То, как ты умеешь слушать собеседника.
- То, какие эмоции ты испытываешь.
- То, какие эмоции испытывает собеседник.
- Помните о двухстороннем контакте. Каждый участник общения готов не только выслушать своего собеседника, но и сам хочет выговориться. Не следует перебивать, всегда давайте человеку договорить. Пусть диалог строится на принципах взаимоуважения, свободы мнения, равноправия.
- Выслушайте собеседника в начале беседы. Это вызовет доверие собеседника к Вам, он сможет раскрыться, а коммуникация станет гораздо более эффективной. Обсуждение проблемы лучше оставить к середине беседы, не используя прямые вопросы, например: «Исходя из того, что вы изложили, можно сказать о...».
- Уважайте собеседника. Вы получаете уважение, когда демонстрируете его по отношению к другим. Используйте невербальные инструменты коммуникации. Мимика и жестикуляция придадут Вашим словам необходимую окраску, чтобы собеседник правильно Вас понял. Проявлять уважение можно простыми способами: кивнуть головой; улыбнуться; просто поприветствовать. Избегайте резких замечаний, которые вызывают негативные эмоциональные реакции.
- Говорите по существу. Будьте конкретны. Не отвлекайтесь на ремарки, вставки из прошлого. Постарайтесь минимизировать употребление слов: «Кстати, ….», «Однако…». Это отвлекает от основной сути беседы.
- Не используйте оценочных суждений. Осуждение никого ничему не научит. Мы учимся, анализируя процесс принятия неверного решения, чтобы в следующий раз действовать по-другому. Необходимо абстрагироваться и быть объективным.
- Проявляйте эмпатию. Проявляйте эмоциональность, интересуйтесь мнением собеседника. Проявляйте заинтересованность. Продемонстрируйте сочувствие. Реагируйте на высказывания собеседника, чтобы он был уверен в Вашем внимательном отношении. Эмпатия – нечто большее, чем просто внимательно слушать. Это умение еще и понимать, не только смысл слов, но и мотивы, эмоции, мысли другого человека.
ПРИЕМЫЭФФЕКТИВНОГООБЩЕНИЯ:
- «Явас слушаю».
- «Да, я Вас понимаю».
- «Проблема важна».
- «Давайте вместе обсудим и подумаем».
- «Вместе мы решим Вашу проблему».
- «Если я Вас правильно понял, то…».
- «Что означает...?».
- «Я правильно понимаю, что вы предлагаете...».
- «Чем я могу Вам помочь?
- «Вы полагаете, что...».
- «Важно это слышать».
- «Поясните, пожалуйста, что Вы имели ввиду…».
- «Как я понял вас...».
- «Давайте подведем итог…».
Подготовка выпускника в учреждениях образования, реализующих образовательные программы ПТО, ССО, должна дать ему возможность быть не просто хорошим специалистом в избранной области деятельности, но и активным, ответственным членом общества, способным действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях. Это предполагает умение самостоятельно приобретать новые знания, обладать выраженной способностью к самоорганизации, навыками принятия решений в нестандартных ситуациях. Выпускник колледжа должен стать специалистом, обладающим сформированными социально-эмоциональными навыками, умеющим взаимодействовать с другими людьми и средой. Именно социально- эмоциональные навыки становятся важнейшими предикторами психологического благополучия и социальной успешности личности XXI века