Рекомендации педагогам

БУКЛЕТ

БУКЛЕТ методы снятия эмоционального напряжения для педагогов

Рекомендации для педагогов учреждения образования по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся

 

Информация для педагогов по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся

Информация для педагогов по профилактике суицидоопасного       

поведения обучающихся

Информация, свидетельствующая о возможной угрозе совершения суицида

Пребывание в трудной жизненной ситуации

К трудным жизненным ситуациям или ситуациям риска, провоциру­ющим обучающихся на совершение суицида, относятся:

1)   ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, угрожаю­щие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;

2)   разрыв отношений или смерть значимого человека;

3)   конфликтные отношения в семье, учреждении образования;

4)   запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

5)   серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований ро­дителей, учреждения образования к итоговым результатам обучения;

6)   нежелательная беременность, аборт, его последствия;

7)   серьезная болезнь.

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

1)   изменение внешнего вида обучающегося;

2)   самоизоляция в учебной и внеучебной деятельности;

3)   ухудшение работоспособности;

4)   частые прогулы (отсутствие на определенных занятиях или произ­водственной практике);

5)   резкие и необоснованные вспышки агрессии;

6)   рисунки на темы смерти на последних страницах тетрадей, сочине­ния на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные раз­мышления на учебных занятиях и т. п.

Сверстники могут наблюдать следующие изменения:

1)   самоизоляция, прерывание дружбы;

2)   резкие перепады настроения, несвойственные ранее;

3)   повышенная агрессивность;

4)   самоповреждающие действия;

5)   постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;

6)   внезапное изменение внешнего вида;

7)   утрата обычных интересов и т. п.

Родители или лица их заменяющие могут наблюдать следующие изменения:

1)   изменение настроения, питания, сна;

2)    изменение отношения к своей внешности;

3)    уход от контактов в семье, близком окружении, самоизоляция;

4)    интерес к теме смерти (появление в доме литературы, переписка в сети Интернет по данной теме, посещение тематических сайтов и т. п.);

4)    отсутствие мотивации к достижению целей;

5)    нежелание посещать спортивные секции, кружки, учреждение об­разования (в том числе увеличение числа прогулов);

6)    серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, ча­стые головные боли и др.) и т.п.

 

Рекомендации психолога для обучающихся и педагогов

 по повышению стрессоустойчивости

В современных условиях жизни и деятельности первостепенное зна­чение приобретает сохранение психического и психологического здоровья обучающихся и сотрудников учреждений профессионального образования. Огромное негативное влияние на состояние здоровья всех участников об­разовательного процесса оказывают неблагоприятные факторы (стрессо­ры), которые могут привести к возникновению расстройств психогенного характера вплоть до развития нервно-психических и нервно-соматических заболеваний.

С целью сохранения психического и психологического здоровья всем участникам образовательного процесса необходимо знать и активно при­менять методы самопомощи в стрессовых и кризисных ситуациях.

Можно выделить следующие сигналы, которые могут свидетельство­вать о том, что учащиеся и педагоги находятся в стрессовом состоянии:

  • ухудшение физического и психологического здоровья;
  • негативное изменение внутреннего состояния личности (повыше­ние возбудимости или депрессии);
  • появление синдрома хронической усталости или признаков эмо­ционального выгорания;
  • дезорганизованность (невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в работе и др.);
  • появление бессонницы или расстройства сна и т. д.

Приемы снятия стресса

  • Изменение масштаба событий - необходимо постараться взгля­нуть на собственные переживания со стороны, тогда интенсивность пере­живаний уменьшится.
  • Переключение - рекомендуется думать о чем-нибудь приятном.
  • Перенос - позволяет человеку на время отвлечься от неприятных событий путем создания состояния отрешенности, мысленного переноса неприятного душевного состояния.
  • Разумный эгоизм. Любить и принимать себя таким, какой ты есть.
  • Накопление положительных эмоций, которые являются мощным антистрессовым фактором.
  • Мобилизация юмора - отличное противодействие стрессу.
  • Интеллектуальная переработка - постараться найти в негативе что-то позитивное, полезное для себя.
  • «Клин клином вышибают» - научиться в ускоренном режиме пе­режить неприятные события или травмирующие ситуации вместо их избе­гания.
  • Ø Разрядка - уделять больше времени любимому занятию, хобби и т. д.

Каждый человек, который стремится и хочет быть хозяином своей жизни, должен развивать в себе саморегуляцию.

Саморегуляция (в переводе «приводить в порядок») — это управление личности своим психосоциальным состоянием.

 

 

Наиболее распространенные методы саморегуляции

1. Медитация.                                                            6. Самомассаж.

2. Аутогенная тренировка.                                        7. Цветотерапия.

3.  Нервно-мышечная релаксация.                              8. Пескотерапия.

4. Дыхательная гимнастика.                                      9. Ароматерапия.

5.  Саморегуляция психического со-                          10. Кинотерапия.

стояния с помощью нейролингви-                             11. Библиотерапия.

стического программирования                                  12. Арт-терапия.

(НЛП).                                                                        13. Музыкотерапия.

Немаловажное значение для физического и психологического здоровья имеет эмоциональная саморегуляция. Обучающимся необходимо уметь из­менить некоторые свои физиологические параметры. Базовыми техниками саморегуляции являются:

-         способы, связанные с управлением дыханием;

-         способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;

-         способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопро­граммирование, самоодобрение;

-         способы, связанные с использованием образов.

Мы сами делаем себя или несчастными,

или сильными. Объем необходимой работы

 в обоих случа­ях один и    тот же.

Карлос Кастанеда

Естественные способы регуляции организма

  •  Длительный сон.
  •  Вкусная еда.
  •  Общение с природой и животными.
  •  Движение.
  •  Танцы.
  •  Музыка.

Способы эмоциональной саморегуляции

  •  Смех, улыбка, юмор.
  •  Размышления о хорошем, приятном.
  •  Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотогра­фий, других приятных или дорогих вещей и т. д.Вдыхание свежего воздуха.
    • Ø «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах.
  • Ø Чтение стихов.
  • Ø Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо.
  • Занятие любимым делом - хобби.

Самовнушение и самопоощрение

  • Ø Находите возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.
  • Ø В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить се­бя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!», «Я отлично справился(ась)!», «Как я люблю себя!».
  • Дарите себе милые безделушки.

В помощь педагогам по антинаркотической тематике

1 марта - Международный день борьбы с наркоманией. Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании.

 

Для своей безопасности перейдите по ссылке и ознакомьтесь с предложенным материалом!

Реализация личностного подхода педагогом к учащимся

Реализация личностного подхода педагогом к учащимся

Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-
личностный подход к ребёнку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и
психологов мира. В реализации педагогом личностного подхода можно определить
следующие особенности его применения к «трудным» детям:

К благополучным детям

К трудным детям

1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.

 

  •  Любить и уважать «трудных» подростков сложнее, чем благополучных детей, но любовь и забота нужна им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
  •  Говорить с «трудными» как со взрослыми, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно;
  •  Забывать плохое, прощать, помнить всегда хорошее; взять за основу работы с трудновоспитуемыми оптимистическую гипотезу, верить в исправление «трудного»: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно судить.

2. Создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой учащийся чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

  •  Предоставлять «трудному» подростку возможность проявить себя с положительной стороны, компенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
  •  Организовать переубеждение на его собственном опыте.

3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребёнка. Понимать причины подросткового незнания и отклоняющегося от общественных норм поведения, устранять их, не вынося ущерба личному достоинству ребёнка.

  •  Предъявляя требования к «трудному», не угрожать, не вспоминать прошлые грехи, не брать обещания, которые он не может выполнить;
  •  Быть искренним, не лицемерить с подростком, не морализировать, не унижать его.

4. Организовать атмосферу «успеха», помогать учащимся заниматься «победно», обретать уверенность в собственных силах.

  •  Вызывать, искать всё положительное в «трудном», опираться, делать ставку на его проявление;
  •  Не скупиться на поощрение и похвалу всех положительных сторон характера и социально-ценных поступков учащегося.

5. Учить учащегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к обществу в целом.

  •  Всячески            поддерживать          усилия «трудного» подростка по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
  •  Вовлекать и включать подростка в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям.

6. Завоёвывать уважение и доверие учащихся, для чего относиться к себе самому как к личности, а общественному воспитателю быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

  •  Влиять на «трудного» подростка прежде всего примером собственного поведения, доброго, справедливого отношения к делу, к людям, к учащимся;
  •  Беречь доверенные подростком тайны, не предавать их доверие;
  •  Требовать от себя больше, чем от
  • окружающих и учить этому воспитанника.

 

 

Подготовила                                                                                   Педагог социальный