С 15.10.2025 по 30.11.2025 будет осуществляться набор по профессии «Техник-механик» в заочной форме получения образования тел. для справок 48730

Рекомендации педагогам

Информация и рекомендации   для педагогов по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся

Информация, свидетельствующая о возможной угрозе совершения суицида

Пребывание в трудной жизненной ситуацииК трудным жизненным ситуациям или ситуациям риска, провоциру­ющим обучающихся на совершение суицида, относятся:

  • ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, угрожаю­щие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;
  • разрыв отношений или смерть значимого человека;
  • конфликтные отношения в семье, учреждении образования;
  • запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
  • серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований ро­дителей, учреждения образования к итоговым результатам обучения;
  • нежелательная беременность, аборт, его последствия;
  • серьезная болезнь.

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

  • изменение внешнего вида обучающегося;
  • самоизоляция в учебной и внеучебной деятельности;
  • ухудшение работоспособности;
  • частые прогулы (отсутствие на определенных занятиях или произ­водственной практике);
  • резкие и необоснованные вспышки агрессии;
  • рисунки на темы смерти на последних страницах тетрадей, сочине­ния на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные раз­мышления на учебных занятиях и т. п.

Сверстники могут наблюдать следующие изменения:

  • самоизоляция, прерывание дружбы;
  • резкие перепады настроения, несвойственные ранее;
  • повышенная агрессивность;
  • самоповреждающие действия;
  • постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;
  • внезапное изменение внешнего вида;
  • утрата обычных интересов и т. п.

Родители или лица их заменяющие могут наблюдать следующие изменения:

  • изменение настроения, питания, сна;
  • изменение отношения к своей внешности;
  • уход от контактов в семье, близком окружении, самоизоляция;
  • интерес к теме смерти (появление в доме литературы, переписка в сети Интернет по данной теме, посещение тематических сайтов и т. п.);
  • отсутствие мотивации к достижению целей;
  • нежелание посещать спортивные секции, кружки, учреждение об­разования (в том числе увеличение числа прогулов);
  • серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, боли)

Рекомендации для обучающихся по самопринятию своей личности

Урок любви к самому себе

Советы доктора психологии из Калифорнии Фриды Порат

  1. Принимайте себя таким, какой Вы есть.
  2. Принимайте себя таким, каким Вы хотите быть.
  3. Обретайте позитивные изменения всякий раз, когда Вы в состоя­нии это сделать.
  4. Полюбите свой образ, свой имидж: свое тело, манеру смотреть, двигаться, одеваться, ходить, танцевать, говорить, смеяться и плакать.
  5. Уважайте свое тело, свою жизнь и свой выбор в этой жизни.
  6. Будьте «позитивно эгоистичны»: любите себя не больше, но и не меньше других людей, осознавая при этом, что Вы - человек, единствен­ный в своем роде. И другого такого нет, не было и не будет на Земле.
  7. Уважайте свое время: время - это жизнь.
  8. Разрешайте себе радоваться и получать удовольствия. Позволяйте себе быть таким, какой Вы есть. Вы несете ответственность за то, чтобы сделать себя счастливым.
  9. Учитесь принимать решения и воплощать их в жизнь.

10. Не ждите, что кто-то вернет Вам Ваше самоуважение. Только Вы сами можете с этим справиться!

Рекомендации психолога для обучающихся и педагогов

 по повышению стрессоустойчивости

В современных условиях жизни и деятельности первостепенное зна­чение приобретает сохранение психического и психологического здоровья обучающихся и сотрудников учреждений профессионального образования. Огромное негативное влияние на состояние здоровья всех участников об­разовательного процесса оказывают неблагоприятные факторы (стрессо­ры), которые могут привести к возникновению расстройств психогенного характера вплоть до развития нервно-психических и нервно-соматических заболеваний.

С целью сохранения психического и психологического здоровья всем участникам образовательного процесса необходимо знать и активно при­менять методы самопомощи в стрессовых и кризисных ситуациях.

Можно выделить следующие сигналы, которые могут свидетельство­вать о том, что учащиеся и педагоги находятся в стрессовом состоянии:

  • ухудшение физического и психологического здоровья;
  • негативное изменение внутреннего состояния личности (повыше­ние возбудимости или депрессии);
  • появление синдрома хронической усталости или признаков эмо­ционального выгорания;
  • дезорганизованность (невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в работе и др.);
  • появление бессонницы или расстройства сна и т. д.

Приемы снятия стресса

  • Изменение масштаба событий - необходимо постараться взгля­нуть на собственные переживания со стороны, тогда интенсивность пере­живаний уменьшится.
  • Переключение - рекомендуется думать о чем-нибудь приятном.
  • Перенос - позволяет человеку на время отвлечься от неприятных событий путем создания состояния отрешенности, мысленного переноса неприятного душевного состояния.
  • Разумный эгоизм. Любить и принимать себя таким, какой ты есть.
  • Накопление положительных эмоций, которые являются мощным антистрессовым фактором.
  • Мобилизация юмора - отличное противодействие стрессу.
  • Интеллектуальная переработка - постараться найти в негативе что-то позитивное, полезное для себя.
  • «Клин клином вышибают» - научиться в ускоренном режиме пе­режить неприятные события или травмирующие ситуации вместо их избе­гания.
  • Разрядка - уделять больше времени любимому занятию, хобби и т. д.

Каждый человек, который стремится и хочет быть хозяином своей жизни, должен развивать в себе саморегуляцию.

Саморегуляция (в переводе «приводить в порядок») — это управление личности своим психосоциальным состоянием.

Наиболее распространенные методы саморегуляции

1. Медитация.                                                            6. Самомассаж.

2. Аутогенная тренировка.                                        7. Цветотерапия.

3.  Нервно-мышечная релаксация.                              8. Пескотерапия.

4. Дыхательная гимнастика.                                      9. Ароматерапия.

5.  Саморегуляция психического со-                          10. Кинотерапия.

стояния с помощью нейролингви-                             11. Библиотерапия.

стического программирования                                  12. Арт-терапия.

(НЛП).                                                                        13. Музыкотерапия.

Немаловажное значение для физического и психологического здоровья имеет эмоциональная саморегуляция. Обучающимся необходимо уметь из­менить некоторые свои физиологические параметры. Базовыми техниками саморегуляции являются:

  • способы, связанные с управлением дыханием;
  • способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;
  • способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопро­граммирование, самоодобрение;
  • способы, связанные с использованием образов.

Мы сами делаем себя или несчастными,

или сильными. Объем необходимой работы

 в обоих случа­ях один и    тот же.

Карлос Кастанеда

Естественные способы регуляции организма

  • Длительный сон.
  • Вкусная еда.
  • Общение с природой и животными.
  • Движение.
  • Танцы.
  • Музыка.

Способы эмоциональной саморегуляции

  • Смех, улыбка, юмор.
  • Размышления о хорошем, приятном.
  • Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотогра­фий, других приятных или дорогих вещей и т. д.
  • «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах.
  • Вдыхание свежего воздуха.
  • Чтение стихов.
  • Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо.
  • Занятие любимым делом - хобби.

Самовнушение и самопоощрение

  • Находите возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.
  • В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить се­бя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!», «Я отлично справился(ась)!», «Как я люблю себя!».
  • Дарите себе милые безделушки.

СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

    В последнее десятилетие в детской и молодежной среде возросли такие кризисные показатели, как жестокость, агрессивность, цинизм, ухудшение здоровья, наркотизация, алкоголизм, сексуальная гиперактивность. Не всегда представляет опасность сам кризис, а скорее то, что мы упустили шанс.       Затяжной, хронический кризис несёт в себе угрозу социальной дезадаптации, нервно – психического или психосоматического страдания. Хронизация кризиса присуще людям с выраженной акцентуацией характера, незрелым мировоззрением. Именно такие подростки нуждаются в помощи в период переживания кризиса, который рассматривается не только как трудный и ответственный период жизни, но и как тупик, делающий дальнейшую жизнь бессмысленной. Вместе с тем, привыкнув руководствоваться  в своей деятельности решениями  учителей (воспитателей), родителей многие учащиеся  перестают полагаться на себя, а столкнувшись с кризисной ситуацией, не  способны ее самостоятельно оценить, актуализировать себя в ней и попытаться  найти выход. Один из путей разрешения данной проблемы нам видится в  активном использовании  социально-педагогическими службами  школ, центров помощи детям, технологий социально-педагогической поддержки  детей  и подростков в кризисных ситуациях. Социально-педагогическая поддержка  рассматривается как оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем  связанных с физическим и психическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил, с эффективной межличностной коммуникацией, жизненным, профессиональным  или этическим выбором.

    Вмешательство в кризисную ситуацию – общепризнанный и общепринятый метод в практике социального педагога с индивидами, семьями, надежная форма первичного вмешательства при работе с детьми и подростками, находящимися в ситуации стресса.

     Причины возникновения кризисных ситуаций у подростков:

- психологические (одиночество, смерть родителей, высмеивание, оскорбление);

- социальные (развод родителей, создание родителями новой семьи, резкое изменение статуса жизни, неспособность родителей обеспечить потребности ребенка, отсутствие у родителей привязанности к ребенку);

- педагогические (взаимное непонимание между учителем и учеником, выставление учителем необъективных оценок, непонимание учеником темы урока, недостаточная работа учителя по формированию системы взаимоотношений в классном коллективе, несформированность у учащихся навыков общения).

    Определены основные виды кризисов, которые может испытывать ребенок: - кризисы развития (возрастные кризисы); - кризисы утраты и разлуки; - кризисы отношений и состояния души;

     Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребёнком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершении определенных стадий развития. Особенность протекания возрастного кризиса зависит от врождённых свойств нервной системы (темперамента), характера, индивидуальных, биологических и социальных отношений. Во время кризиса личность ребёнка, как открытая система, становится неустойчивой, даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами. Чтобы не допустить подобные кризисные ситуации, проводим профилактические занятия, с учащимися 7-9 классов, на которых рассматриваются и проигрываются кризисные ситуации и предлагаются пути их решения. Проводя упражнение «Золотая рыбка» ребятам предлагается ответить на вопрос: «О чем бы вы попросили золотую рыбку, чтобы ваша жизнь (судьба) стала интереснее?». Также детям предлагается написать мини-сочинение на тему «Смысл моей жизни» или «Для чего я живу?». Все сочинения зачитываются воспитанниками по очереди, важно комментировать каждое сочинение, демонстрируя преимущества позитивного отношения к жизни, к данной ситуации. Подросткам предлагается закончить предложение: «Жизнь прекрасна, потому что...». При этом необходимо создать им атмосферу оптимизма, развить в детях умение видеть позитивное.

      Рассматриваются вопросы: Кто из близких тебе людей может тебе помочь в трудной ситуации? В чем должна заключаться эта помощь? Кому ты можешь помочь? В какой проблеме или ситуации? Чем ты можешь помочь человеку, оказавшемуся в трудной ситуации?
Обсудив с детьми их ответы, важно подчеркнуть то, что необходимо человеку, и что окружающие их люди могут оказать помощь в трудной ситуации.

       Следующий вид кризиса:

Утрата – это переживание, связанное со смертью близкого человека.

На примере рассмотрим кризис утраты. За помощью обратилась учительница

     1 класса по поводу своего ученика в связи с его кризисным состоянием: у него горе – смерть матери. Мальчик пережил шок, который выразился взрывом слез, затем уходом в себя, резко снизилась успеваемость, он стал проявлять неоправданную агрессию к одноклассникам, отторгает всякую любовь и внимание окружающих его людей. Положение осложнилось еще и тем, что у мальчика не было тесного эмоционального контакта с отцом, поэтому они не смогли выразить друг другу свои переживания. Бабушки, брат и другие родственники больше вздыхали и жалели ребенка, не находя нужных слов поддержки. Мальчику необходима была помощь и поддержка. Работа социального педагога в первую очередь должна быть направлена в данном случае на отца и старшего брата ребенка, учителей и других людей, с которыми он непосредственно общается, для создания благоприятных адаптационных условий выхода мальчика из этого кризиса.

    Никому из них не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет свои чередом, не следует также изолировать ребенка от решения семейных проблем и жизни класса. Лучше, чтобы он чувствовал себя и в горе частью целого. Но не нужно и взваливать на него в этот период взрослые обязанности, говоря «Ты уже большой, мужчина». Всем взрослым при встрече с ребенком важно учесть и такие возможные чувства у ребенка, как отрицание смерти близкого человека, поиски его, отчаяние, гнев, что его покинули. В данном случае, когда потерян эмоционально близкий ребенку человек, необходима очень осторожная и деликатная работа с отцом, чтобы он взял на себя не только бытовые функции матери, но и эмоциональную заботу о сыне. Главное здесь ненавязчиво убедить отца в жизненной необходимости доверительных, открытых отношений с сыном, чтобы каждый из них не боялся, а стремился говорить о своих чувствах друг другу.

    Папа мальчика прислушался к нашим советам. Все мужчины в семье стали очень дружны. Разговоры о маме больше не стали запретом в их семье, наоборот выполняя любую работу, они задавали вопрос, как бы на это отреагировала мама. Все многочисленные родственники окружили ребенка вниманием. На каникулы забирают его в гости. Среди одноклассников мальчик больше не испытывает дискомфорта. Классный руководитель отмечает положительные изменения в учебе мальчика.

Рекомендации педагогу:

  1.Создавать щадящие условия обучения;

  2.Выражать неравнодушное отношение к горю ребенка;

  3.Регулировать его отношения с учениками в классе (гуманность, доброта, терпимость), создавать ребенку ощущение комфорта и безопасности.

С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создания родителями новых семей. В это время ребёнок нуждается в любви и поддержке, заботе, разумном и честном объяснении происходящего. В случае, если такой поддержки нет, ребёнок остаётся одиноким, испытывает чувство собственной вины за происходящий развод, надежду на возможное возвращение прежнего статуса семьи, может переживать депрессию в связи с невозможностью что-либо изменить своими силами.

     Приходится столкнуться с ситуацией, когда родители находятся в разводе. Ребенок проживает с матерью. Бывает так, что мать заболела и вынуждена просить бывшего мужа взять воспитание сына на себя. Ребенок пришел в новую школу. Новая семья отца мальчика не приняла, и он стал проживать у бабушки. Подросток стал пропускать занятия, не готовился к урокам. При разговоре мальчик пояснил, что отец редко приходит, мало уделяет внимания. Что он не хочет жить у бабушки, ему скучно, не интересно, он хочет к матери. При этом он испытывает одиночество. Пригласив на беседу отца и бабушку, стараемся убедить, чтобы не потерять ребенка и не травмировать его, еще больше нужно прислушиваться к мнению ребенка, постараться ему создать ту обстановку, в которой хотелось бы ему жить и учиться. После беседы с соц. педагогом отец понимает, что поведение подростка не случайно. Теперь он больше проводит времени с сыном, встречает его после школы, вместе проводили выходные дни. Мальчик изменился в лучшую сторону, стал доброжелательным, готовится к урокам, не пропускает занятия без уважительной причины.

    Любая деятельность социального педагога строится с изучения и анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно организовать работу. Ведь самое главное в работе социального педагога не только помочь, а предпринять все усилия что бы не допустить появление кризисных ситуаций. Для этого необходимо провести комплекс диагностик по выявлению проблем у подростков:

- изучение жилищно-бытовых условий подростков;

- изучение психологической атмосферы семьи, в которой проживает подросток;

- выявление воспитательных возможностей, факторов семейного воспитания, оказывающих наиболее положительное воздействие на подростка;

- взаимоотношение семьи и школы;

- составить паспорт семьи.

      Ведущую роль по предупреждению кризисных ситуаций отводится профилактической работе:

- беседа, консультации, собрания;

- индивидуальная работа;

- обсуждения, дискуссия;

- просмотр видеофильмов;

- работа с родителями, дневник записей;

- экскурсии, внеклассная работа.

      Коррекции и консультации:

- Индивидуальные и групповые беседы с родителями и подростками;

- тренинги;

- работа с привлечением специалистов (юристов, органы опеки).

     При этом важно тесно сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, здравоохранением, образованием.

Часто бывает, что не только учителя, психологи, социальные педагоги, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится в кризисной ситуации.

     Как же понять таких детей, как помочь им? К сожалению, далеко не везде есть кризисные центры, куда дети, подростки и взрослые могут обратиться в критические моменты. Поэтому нам социально-психологической службе нужно предложить помощь, включающую работу с учащимися, родителями и педагогами. Занятия с подростками ориентированы на формирование жизненной цели и профилактику кризисных ситуаций, воспитание у учащихся стойкой жизненной позиции, развитие устойчивого стремление к позитивному восприятию. Помочь подростку заглянуть в себя, осознать себя Личностью.

      Можно сделать вывод: не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что-то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело вверх, а не тянуло вниз, чтобы после решения вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. Для этого нужно только осознание необходимости самосовершенствования и вера, что вы можете изменить себя.

Информация для педагогов по профилактике суицидоопасного поведения обучающихся

Информация для педагогов по профилактике суицидоопасного       

поведения обучающихся

Информация, свидетельствующая о возможной угрозе совершения суицида

Пребывание в трудной жизненной ситуации

К трудным жизненным ситуациям или ситуациям риска, провоциру­ющим обучающихся на совершение суицида, относятся:

1)   ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, угрожаю­щие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;

2)   разрыв отношений или смерть значимого человека;

3)   конфликтные отношения в семье, учреждении образования;

4)   запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;

5)   серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований ро­дителей, учреждения образования к итоговым результатам обучения;

6)   нежелательная беременность, аборт, его последствия;

7)   серьезная болезнь.

Педагоги могут наблюдать следующие изменения:

1)   изменение внешнего вида обучающегося;

2)   самоизоляция в учебной и внеучебной деятельности;

3)   ухудшение работоспособности;

4)   частые прогулы (отсутствие на определенных занятиях или произ­водственной практике);

5)   резкие и необоснованные вспышки агрессии;

6)   рисунки на темы смерти на последних страницах тетрадей, сочине­ния на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные раз­мышления на учебных занятиях и т. п.

Сверстники могут наблюдать следующие изменения:

1)   самоизоляция, прерывание дружбы;

2)   резкие перепады настроения, несвойственные ранее;

3)   повышенная агрессивность;

4)   самоповреждающие действия;

5)   постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;

6)   внезапное изменение внешнего вида;

7)   утрата обычных интересов и т. п.

Родители или лица их заменяющие могут наблюдать следующие изменения:

1)   изменение настроения, питания, сна;

2)    изменение отношения к своей внешности;

3)    уход от контактов в семье, близком окружении, самоизоляция;

4)    интерес к теме смерти (появление в доме литературы, переписка в сети Интернет по данной теме, посещение тематических сайтов и т. п.);

4)    отсутствие мотивации к достижению целей;

5)    нежелание посещать спортивные секции, кружки, учреждение об­разования (в том числе увеличение числа прогулов);

6)    серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, ча­стые головные боли и др.) и т.п.

 

Рекомендации психолога для обучающихся и педагогов

 по повышению стрессоустойчивости

В современных условиях жизни и деятельности первостепенное зна­чение приобретает сохранение психического и психологического здоровья обучающихся и сотрудников учреждений профессионального образования. Огромное негативное влияние на состояние здоровья всех участников об­разовательного процесса оказывают неблагоприятные факторы (стрессо­ры), которые могут привести к возникновению расстройств психогенного характера вплоть до развития нервно-психических и нервно-соматических заболеваний.

С целью сохранения психического и психологического здоровья всем участникам образовательного процесса необходимо знать и активно при­менять методы самопомощи в стрессовых и кризисных ситуациях.

Можно выделить следующие сигналы, которые могут свидетельство­вать о том, что учащиеся и педагоги находятся в стрессовом состоянии:

  • ухудшение физического и психологического здоровья;
  • негативное изменение внутреннего состояния личности (повыше­ние возбудимости или депрессии);
  • появление синдрома хронической усталости или признаков эмо­ционального выгорания;
  • дезорганизованность (невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в работе и др.);
  • появление бессонницы или расстройства сна и т. д.

Приемы снятия стресса

  • Изменение масштаба событий - необходимо постараться взгля­нуть на собственные переживания со стороны, тогда интенсивность пере­живаний уменьшится.
  • Переключение - рекомендуется думать о чем-нибудь приятном.
  • Перенос - позволяет человеку на время отвлечься от неприятных событий путем создания состояния отрешенности, мысленного переноса неприятного душевного состояния.
  • Разумный эгоизм. Любить и принимать себя таким, какой ты есть.
  • Накопление положительных эмоций, которые являются мощным антистрессовым фактором.
  • Мобилизация юмора - отличное противодействие стрессу.
  • Интеллектуальная переработка - постараться найти в негативе что-то позитивное, полезное для себя.
  • «Клин клином вышибают» - научиться в ускоренном режиме пе­режить неприятные события или травмирующие ситуации вместо их избе­гания.
  • Ø Разрядка - уделять больше времени любимому занятию, хобби и т. д.

Каждый человек, который стремится и хочет быть хозяином своей жизни, должен развивать в себе саморегуляцию.

Саморегуляция (в переводе «приводить в порядок») — это управление личности своим психосоциальным состоянием.

 

 

Наиболее распространенные методы саморегуляции

1. Медитация.                                                            6. Самомассаж.

2. Аутогенная тренировка.                                        7. Цветотерапия.

3.  Нервно-мышечная релаксация.                              8. Пескотерапия.

4. Дыхательная гимнастика.                                      9. Ароматерапия.

5.  Саморегуляция психического со-                          10. Кинотерапия.

стояния с помощью нейролингви-                             11. Библиотерапия.

стического программирования                                  12. Арт-терапия.

(НЛП).                                                                        13. Музыкотерапия.

Немаловажное значение для физического и психологического здоровья имеет эмоциональная саморегуляция. Обучающимся необходимо уметь из­менить некоторые свои физиологические параметры. Базовыми техниками саморегуляции являются:

-         способы, связанные с управлением дыханием;

-         способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;

-         способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопро­граммирование, самоодобрение;

-         способы, связанные с использованием образов.

Мы сами делаем себя или несчастными,

или сильными. Объем необходимой работы

 в обоих случа­ях один и    тот же.

Карлос Кастанеда

Естественные способы регуляции организма

  •  Длительный сон.
  •  Вкусная еда.
  •  Общение с природой и животными.
  •  Движение.
  •  Танцы.
  •  Музыка.

Способы эмоциональной саморегуляции

  •  Смех, улыбка, юмор.
  •  Размышления о хорошем, приятном.
  •  Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотогра­фий, других приятных или дорогих вещей и т. д.Вдыхание свежего воздуха.
    • Ø «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах.
  • Ø Чтение стихов.
  • Ø Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо.
  • Занятие любимым делом - хобби.

Самовнушение и самопоощрение

  • Ø Находите возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.
  • Ø В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить се­бя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!», «Я отлично справился(ась)!», «Как я люблю себя!».
  • Дарите себе милые безделушки.