Рекомендации педагогам
Информация для педагогов по профилактике суицидоопасного
поведения обучающихся
Информация, свидетельствующая о возможной угрозе совершения суицида
Пребывание в трудной жизненной ситуации
К трудным жизненным ситуациям или ситуациям риска, провоцирующим обучающихся на совершение суицида, относятся:
1) ситуации, переживаемые как обидные, оскорбительные, угрожающие образу «Я» и унижающие чувство собственного достоинства;
2) разрыв отношений или смерть значимого человека;
3) конфликтные отношения в семье, учреждении образования;
4) запугивание, издевательства со стороны сверстников, длительное пребывание в роли «козла отпущения» или жертвы;
5) серьезные трудности в учебе при наличии высоких требований родителей, учреждения образования к итоговым результатам обучения;
6) нежелательная беременность, аборт, его последствия;
7) серьезная болезнь.
Педагоги могут наблюдать следующие изменения:
1) изменение внешнего вида обучающегося;
2) самоизоляция в учебной и внеучебной деятельности;
3) ухудшение работоспособности;
4) частые прогулы (отсутствие на определенных занятиях или производственной практике);
5) резкие и необоснованные вспышки агрессии;
6) рисунки на темы смерти на последних страницах тетрадей, сочинения на темы одиночества, кризиса, утраты смыслов или подобные размышления на учебных занятиях и т. п.
Сверстники могут наблюдать следующие изменения:
1) самоизоляция, прерывание дружбы;
2) резкие перепады настроения, несвойственные ранее;
3) повышенная агрессивность;
4) самоповреждающие действия;
5) постоянно поднимаемая в разговорах тема смерти, самообвинения, интерес к способам самоубийства;
6) внезапное изменение внешнего вида;
7) утрата обычных интересов и т. п.
Родители или лица их заменяющие могут наблюдать следующие изменения:
1) изменение настроения, питания, сна;
2) изменение отношения к своей внешности;
3) уход от контактов в семье, близком окружении, самоизоляция;
4) интерес к теме смерти (появление в доме литературы, переписка в сети Интернет по данной теме, посещение тематических сайтов и т. п.);
4) отсутствие мотивации к достижению целей;
5) нежелание посещать спортивные секции, кружки, учреждение образования (в том числе увеличение числа прогулов);
6) серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.
Рекомендации психолога для обучающихся и педагогов
по повышению стрессоустойчивости
В современных условиях жизни и деятельности первостепенное значение приобретает сохранение психического и психологического здоровья обучающихся и сотрудников учреждений профессионального образования. Огромное негативное влияние на состояние здоровья всех участников образовательного процесса оказывают неблагоприятные факторы (стрессоры), которые могут привести к возникновению расстройств психогенного характера вплоть до развития нервно-психических и нервно-соматических заболеваний.
С целью сохранения психического и психологического здоровья всем участникам образовательного процесса необходимо знать и активно применять методы самопомощи в стрессовых и кризисных ситуациях.
Можно выделить следующие сигналы, которые могут свидетельствовать о том, что учащиеся и педагоги находятся в стрессовом состоянии:
- ухудшение физического и психологического здоровья;
- негативное изменение внутреннего состояния личности (повышение возбудимости или депрессии);
- появление синдрома хронической усталости или признаков эмоционального выгорания;
- дезорганизованность (невозможность сосредоточиться на чем-то, частые ошибки в работе и др.);
- появление бессонницы или расстройства сна и т. д.
Приемы снятия стресса
- Изменение масштаба событий - необходимо постараться взглянуть на собственные переживания со стороны, тогда интенсивность переживаний уменьшится.
- Переключение - рекомендуется думать о чем-нибудь приятном.
- Перенос - позволяет человеку на время отвлечься от неприятных событий путем создания состояния отрешенности, мысленного переноса неприятного душевного состояния.
- Разумный эгоизм. Любить и принимать себя таким, какой ты есть.
- Накопление положительных эмоций, которые являются мощным антистрессовым фактором.
- Мобилизация юмора - отличное противодействие стрессу.
- Интеллектуальная переработка - постараться найти в негативе что-то позитивное, полезное для себя.
- «Клин клином вышибают» - научиться в ускоренном режиме пережить неприятные события или травмирующие ситуации вместо их избегания.
- Ø Разрядка - уделять больше времени любимому занятию, хобби и т. д.
Каждый человек, который стремится и хочет быть хозяином своей жизни, должен развивать в себе саморегуляцию.
Саморегуляция (в переводе «приводить в порядок») — это управление личности своим психосоциальным состоянием.
Наиболее распространенные методы саморегуляции
1. Медитация. 6. Самомассаж.
2. Аутогенная тренировка. 7. Цветотерапия.
3. Нервно-мышечная релаксация. 8. Пескотерапия.
4. Дыхательная гимнастика. 9. Ароматерапия.
5. Саморегуляция психического со- 10. Кинотерапия.
стояния с помощью нейролингви- 11. Библиотерапия.
стического программирования 12. Арт-терапия.
(НЛП). 13. Музыкотерапия.
Немаловажное значение для физического и психологического здоровья имеет эмоциональная саморегуляция. Обучающимся необходимо уметь изменить некоторые свои физиологические параметры. Базовыми техниками саморегуляции являются:
- способы, связанные с управлением дыханием;
- способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением;
- способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопрограммирование, самоодобрение;
- способы, связанные с использованием образов.
Мы сами делаем себя или несчастными,
или сильными. Объем необходимой работы
в обоих случаях один и тот же.
Карлос Кастанеда
Естественные способы регуляции организма
- Длительный сон.
- Вкусная еда.
- Общение с природой и животными.
- Движение.
- Танцы.
- Музыка.
Способы эмоциональной саморегуляции
- Смех, улыбка, юмор.
- Размышления о хорошем, приятном.
- Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей и т. д.Вдыхание свежего воздуха.
- Ø «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах.
- Ø Чтение стихов.
- Ø Высказывание похвалы, комплиментов кому-либо.
- Занятие любимым делом - хобби.
Самовнушение и самопоощрение
- Ø Находите возможность хвалить себя в течение дня не менее 3-5 раз.
- Ø В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!», «Я отлично справился(ась)!», «Как я люблю себя!».
- Дарите себе милые безделушки.
1 марта - Международный день борьбы с наркоманией. Генеральная Ассамблея ООН в 1987 г. провозгласила 1 марта Международным днем борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, определив тем самым всю важность проблемы и проявив свою решимость расширять международное сотрудничество для достижения цели – мирового сообщества, свободного от наркомании.
Для своей безопасности перейдите по ссылке и ознакомьтесь с предложенным материалом!
Реализация личностного подхода педагогом к учащимся
Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-
личностный подход к ребёнку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и
психологов мира. В реализации педагогом личностного подхода можно определить
следующие особенности его применения к «трудным» детям:
К благополучным детям |
К трудным детям |
1. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё.
|
|
2. Создавать такую обстановку учения, общения, труда, в которой учащийся чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему. |
|
3. Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребёнка. Понимать причины подросткового незнания и отклоняющегося от общественных норм поведения, устранять их, не вынося ущерба личному достоинству ребёнка. |
|
4. Организовать атмосферу «успеха», помогать учащимся заниматься «победно», обретать уверенность в собственных силах. |
|
5. Учить учащегося видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к обществу в целом. |
|
6. Завоёвывать уважение и доверие учащихся, для чего относиться к себе самому как к личности, а общественному воспитателю быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников. |
|
Подготовила Педагог социальный
- Общие признаки начала потребления психоактивных веществ подростками Рекомендации педагогам
- Памятка участнику воспитательного про-цесса по тревожному поведению детей и подростков
- ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ
- Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников