С 15.10.2025 по 30.11.2025 будет осуществляться набор по профессии «Техник-механик» в заочной форме получения образования тел. для справок 48730

Рекомендации учащимся

ПОДРОСТОК И ЗАКОН

Ст. 19.3 Кодекса об администра-тивных правонарушениях Республики Беларусь (с изменениями и дополнении-ями): «Ст. 19.3. Распитие алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива, потребление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в общественном месте либо появление в общественном месте или на работе в состоянии опьянения», - влекут наложение штрафа в размере до 8 базовых величин, повторно в течение года после наложения административного взыскания – от 2 до 15 базовых величин, а с 18 лет возможен административный арест до 15 суток.

За незаконный сбыт наркотиков ответственность наступает

с 14 лет.

Ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, в том числе за потребление (статья 19.3 КоАП), и за распространение (статья 327 УК), склонение к употреблению (статья 331 УК)

Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобрете-ние, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов наказыва-ется вплоть до лишения свободы на срок от 2 до 5 лет.

Изготовление, переработка, приобре-тение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов с целью сбыта или незаконный сбыт наркотиков заведомо несовершенно-летнему, либо на территории учреждения образования – на срок от 8 до 15 лет.

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает».

Станислав Ежи Лец.

«Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой».

Ф.М. Достоевский

 Проступок – нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение — противоправное, общественно-опасное, виновное деяние, которое причиняет вред личности, обществу, государству, наказуемое в соответствии с законом.

 

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Уголовная и административная ответственность в соответствие с Административным и Уголовным кодексом РБ наступает с 16 лет, за некоторые виды преступлений - с 14 лет.

Административная ответственность наступает с 14ти летнего возраста за совершение следующих правонарушений:

1) за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 10.1);

2) за мелкое хищение (ст. 11.1) присвоение найденного имущества (ст.11.4);

3) за умышленные уничтожение ли-бо повреждение имущества (ст. 11.3);

4) за нарушение требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках (ст. 16.21);

5) за жестокое обращение с живот-ными (ст. 16.29);

6) за разведение костров в запрещен-ных местах (статья 16.41);

7) за мелкое хулиганство (статья 19.1);

8) за нарушение правил, обеспечи-вающих безопасность движения на железнодорожном или городском электрическом транспорте (ст. 18.2);

9) за нарушение правил пользования транспортными средствами железно-дорожного транспорта (ст. 18.3);

10) за нарушение правил пользования транспортным средством (ст. 18.8);

11) за нарушение правил пользования метрополитеном (ст. 18.9);

12) за нарушение правил эксплуатации транспортного средства (ст. 18.11);

13) за превышение скорости движения (ст. 18.12);

14) за невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других правил дорожного движения (ст. 18.13);

15) за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст. 18.14);

16) за нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного пов-реждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия (ст. 18.16);

17) за невыполнение требования об остановке транспортного средства (ст. 18.17);

18) за нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а так-же иных правил дорожного движения (ст. 18.18);

19) за эксплуатацию в дорожном дви-жении транспортного средства без до-говора обязательного страхования гражданской ответственности владель-цев транспортных средств (ст. 18.19);

20) за заведомо ложное сообщение (ст. 19.6);

21) за курение (потребление) табачных изделий в запрещенных местах (ст. 19.9.);

22) за распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или про-пагандирующей такую деятельность (ст. 19.11);

23) за уничтожение, повреждение либо утрату историко-культурных ценностей или материальных объектов, которым может быть присвоен статус историко-культурной ценности (статья 20.3).

Способы развития социальных навыков

Что такое социальные навыки?

  • Социальные навыки — это умения человека выстраивать и поддерживать эффективную коммуникацию с окружающими людьми, грамотно вести ними совместную работу, находить взаимовыгодные решения в спорных ситуациях.

Социальные навыки полезны не только в общении с людьми, они также помогают контролировать собственные эмоции, понимать эмоции окружающих и грамотно на них реагировать.

Примеры социальных навыков

Социальные навыки нельзя отнести к трудным для овладения способностям — их усвоение и грамотное использование не потребует от человека ни сверхъестественных усилий, ни феноменальных способностей. Примеры социальных навыков:

  • тактичность и вежливость;
  • адекватная реакция на критику;
  • умение правильно принять похвалу либо комплимент;
  • способность держать себя достойно в обществе других людей;
  • владение навыком по представлению друг другу незнакомых ранее людей;
  • умение комфортно общаться;
  • искренность;
  • способность хранить спокойствие даже в непростых ситуациях;
  • умение выслушать собеседника;
  • способность правильно поприветствовать собеседника;
  • способность правильно показать себя;
  • умение управлять собственным голосом (его громкостью, тембром, эмоциональным окрасом речи);
  • умение сохранять самообладаниедаже в сложной ситуации;
  • способность правильно принести извинения другому человеку;
  • способность проявлять живой интерес к находящимся рядом людям.

Классификация социальных навыков

К первой группе следует отнести 

коммуникативные навыки:

  • вербальныекоммуникативные навыки (т.е. то, о чем говорит человек и как он об этом говорит);
  • невербальныекоммуникативные навыки (к ним относят мимику, жесты, позы, тон голоса);
  • способность выслушать собеседника (тут речь идет не только о способности услышать слова другого человека, но и понять, что доносит нам собеседник по каналам невербального общения, к примеру, с помощью жестов).

Ко второй группе составляющих относят 

эмоциональный интеллект. Если говорить кратко, то под эмоциональным интеллектом понимается способность правильно распознавать не только свои, но и чужие эмоции, а также умение управлять ими.

Третьим составным элементом социальных навыков является способность к командной работе - это умение правильно и эффективно взаимодействовать с другими людьми для достижения общей цели. Отметим, что командная работа может быть временной и постоянной, да и ведется она как в формальной, так и в неформальной обстановке, но умение быть частью команды проявляются на любом уровне подобной работы.

К четвертой группе необходимо отнести 

умение вести переговоры, т.е. способность повлиять на своего собеседника, умение верно и логично пояснить противоположной стороне свою позицию, убедив оппонента в ее правильности и возможности заключения на ее основе взаимовыгодного соглашения.

К дополнительным, более мелким группам стоит добавить способность управлять конфликтной ситуацией и навыки по принятию самостоятельных решений и разрешению имеющихся проблем. Перечисленные способности, очень важны, поскольку позволяют не только продуктивно взаимодействовать с другими людьми, но и оперативно решать личные проблемы.

Как развить у себя социальные навыки?

Как уже говорилось ранее, развитие социальных навыков не потребует от вас каких-либо сверхъестественных усилий и способностей, но если приложить немного стараний, то результаты могут превзойти все ожидания.

1. Начните с расширения кругозора. Это поможет вам не только стать более интересным и эрудированным собеседником, но и позволит по новому взглянуть на мир, открыть его новые грани. Наиболее простой способ начать развитие в этом направлении — чтение.

2. Учитесь не просто слушать людей, но и слышать. В одном известном фильме («Бойцовский клуб») звучит интересная фраза, которой киногерой объясняет, почему ему нравится ходить в дискуссионный клуб — «тут тебя действительно слушают, а не просто ждут своей очереди заговорить». Как ни странно, это мимолетная фраза отлично объясняет, почему в современном мире так сложно найти человека, говорить с которым было бы приятно и легко — люди разучились слушать, они хотят говорить. Не ждите, пока в вашей жизни появится человек, который умеет слушать — станьте им сами.

3. Расширяйте круг общения и заводите новые знакомства. Помните такую фразу — «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»? На самом деле, это не просто красивые слова — в них заложен глубокий смысл: наше окружение влияет на нас сильнее, чем мы думаем. Если ваш круг знакомых и друзей длительное время остается неизменным, то и процесс вашего развития и совершенствования может стоять на месте. Поэтому, попробуйте поработать над расширением своего круга общения — заведите новых друзей, знакомых, или напарников по интересам.

4. Развивайте эмпатию. Эмпатия — это способность распознавать эмоции других людей и уметь грамотно на них реагировать. Эмпатия лежит в основе взаимопонимания. К сожалению, далеко не все люди обладают развитой эмпатией и общаться с ними бывает тяжело, а иногда и неприятно. Но если вы поработаете над этим прекрасным навыком, то ваше общение с людьми станет более легким и приятным, вы научитесь понимать истинные причины поступков других людей и это откроет для вас новые горизонты.

5. Научитесь выстраивать четкие личные границы. Как правило, важность личных границ начинаешь осознавать тогда, когда они нарушаются. И умение своевременно их выстраивать и четко доносить до окружающих — важнейший социальный навык для современного мира. Личные границы — это, своего рода, договоренности с окружающими людьми, в которых определены рамки дозволенного окружающим людям, по отношению к вам. Особенно они важны в романтических отношениях, где вероятность нарушения личных границ максимально высока. Приведем пример: договориться в самом начале отношений о том, что проверять мобильные телефоны друг друга — неприемлемо. Это простой пример построения личных границ, однако, если эта тема своевременно не оговорена, могут начаться конфликты.

6. Взгляните на критику по новому. С критикой в жизни периодически сталкивается практически каждый человек. При этом, некоторые люди склонны воспринимать критику слишком болезненно, что не всегда является наиболее верным и оптимальным подходом. Но давайте сразу договоримся, что речь пойдет именно о конструктивной критике (т.е. той, которая может пойти на пользу и преподносится адекватно), а не о грубых замечаниях или хамстве со стороны окружающих. Научившись правильно реагировать на такую критику, по-новому взглянуть на неё, можно прилично сберечь себе нервы.

7. Развивайте лидерские качества. Лидерские качества, если говорить простым языком — это умение руководить людьми, основываясь не на устрашении, а на личном авторитете и уважении людей.

8. Учитесь твердо и уверенно говорить «нет». Многие недооценивают важность такого простого качества, как умение отказывать людям, если их просьбы доставляют вам неудобства или противоречат вашим планам. Да, иногда бывает так, что человек нуждается в вашей помощи и правильно будет согласиться на его просьбу. Но, как вы знаете, иногда люди предлагают что-то противозаконное и просят о таком, что совершенно не уместно и может сильно усложнить будущее. Вот в таких ситуациях необходимо проявлять твердость характера и отказывать без сожаления.

Заключение

Развитие социальных навыков — универсальный способ гармоничного и разностороннего совершенствования личности. И вовсе не обязательно пытаться охватить сразу несколько направлений развития, вполне достаточно выбрать такой навык, который покажется вам интересным и перспективным, и начать совершенствовать именно его. А в последствии, когда вы достигнете высокого развития этого навыка, можно попробовать следующий. Главное — не останавливаться в саморазвитии, ведь так жизнь будет всегда играть новыми красками и дарить радость.

Материал подготовила педагог социальный

УО «Ошмянский ГАЭК» Хоронжая С.Н.

УО «Ощмянский государственный аграрно-экономический колледж»

 

Социальные навыки,

что это такое,

какие бывают

 и как их развивать

 

Правовая культура, правосознание

Ключевые понятия:

  • правомерное поведение
  • правосознание
  • правовая культура
  • правовой нигилизм

Поведение большинства людей, каждого из нас, можно определить как обычное, соответствующее нормам права. Юристы называют такое поведение правомерным. 

Виды и предпосылки правомерного поведения

Правомерное поведение — поведение, не противоречащее правовым нормам, принятым в обществе, и соответствующее им.

Правомерное поведение приносит пользу, общество его одобряет. Такое поведение гарантирует стабильность и поддерживает общественный порядок.

Правоведы выделяют признаки правомерного поведения: 

  • Правомерное поведение ограничено правовыми рамками, поэтому оно согласуется с правовыми нормами и не противоречит им. Именно через правомерное поведение происходит реализация норм права.
  • Правомерное поведение приносит общественную пользу, поддерживает развитие общества, содействует достижению его целей и интересов. Поэтому можно говорить о необходимом и о допустимом правомерном поведении человека. Например, соблюдение правил дорожного движения — необходимое правомерное поведение, тогда как забастовка — допустимое правомерное поведение.
  • Основа правомерного поведения — осознанное и добровольное соблюдение норм права, следование им. Следовательно, недееспособные лица ввиду возраста или психических заболеваний не могут действовать правомерно.
  • Для нормальной жизни общества необходимо, чтобы большая часть населения придерживалась правомерного поведения, иначе стабильность социума будет под угрозой. Люди в основном действуют правомерно из-за воспитания, привычки, страха перед наказанием, а кто-то по личным убеждениям.

Мотивы, которые побуждают людей действовать правомерно, составляют основу классификации видов правомерного поведения.

Вид правомерного поведения

Характеристика

Социально активное

Наиболее развитая форма правомерного поведения, характеризует сознательное отношение лица к своему поведению, согласование его с нормами права. Пример: активное участие в деятельности партий, общественных комитетов, инициативных групп, обращение в СМИ и органы власти с предложениями

Конформистское

От лат. conformis — «подобный», «сообразный», поведение лица сходно с поведением основной массы. Человек подчиняется правовым нормам без их глубокого осознания и понимания, а лишь потому, что «так делают все». Пример: участие в выборах, потому что это одобряет социум, при этом у человека отсутствует собственное мнение о том, за кого голосовать, он не интересуется предвыборными программами и кандидатами

Маргинальное 

От лат. margo — «край». Такое поведение соответствует правовым нормам, но только в силу государственного принуждения, последующей юридической ответственности за правонарушение. Проще говоря, человек боится наказания или ему выгодно соблюдать закон и поэтому он воздерживается от правонарушения. Пример: бывшие заключённые, беженцы, водители, которые соблюдают скоростной режим лишь на тех участках, где есть камеры или сотрудники ДПС

Правомерное поведение формируется вследствие юридических, социальных и психологических предпосылок. Рассмотрим их действие подробнее: 

  • юридические предпосылки:существующие правовые нормы — основа для правомерного поведения;
  • психологические предпосылки:нормы права сами по себе не могут стать обязательными для человека, потому что они должны пройти через сознание и волю людей. Индивид сначала должен осознать свои обязанности по соблюдению юридических норм, а потом поступать в соответствии с ними;
  • социальные предпосылки:социум воздействует на индивида и поэтому его поведение находится под влиянием множества социальных связей.

Мы выяснили, что соблюдение правовых норм неразрывно связано с сознанием людей, их установками, ценностями и юридической грамотностью. Другими словами, высокий уровень правосознания человека способствует распространению правомерного поведения и определяет правовую культуру общества. Давайте рассмотрим подробнее, что такое правосознание и правовая культура.

Правосознание и правовая культура

Соблюдение или несоблюдение действующего законодательства напрямую зависит от уровня юридической грамотности граждан, их правосознания.

Правовое сознание (правосознание) — отношение людей к действующему законодательству, праву, выражающееся в идеях, представлениях, чувствах.

Правосознание состоит из нескольких элементов:

  1. Правовых знаний, которые включают основные положения Конституции РФ, основополагающие нормы федерального законодательства и отраслевых кодексов; ориентацию в иерархии нормативно-правовых актов; информированность о деятельности законодательных органов.
  2. Правовой идеологии, которую определяют как совокупность взглядов и представлений, отношение человека к правовым знаниям через фокус определённой системы ценностей. Исходя из этих ценностей складываются принципы правосознания, которые в дальнейшем закладываются в основу правотворчества.
  3. Правовой психологии,то есть тех ощущений, чувств, привычек и эмоций, которые выражают отношение различных социальных групп к правовой системе и законам.
  4. Поведенческого элемента, который выражается в правовых установках — то есть в психологической готовности человека к правомерному поведению. И наоборот, антиправовая установка демонстрирует неприятие правовых норм и предрасположенность к противоправному поведению.

Правосознание может быть выражено в виде отношения конкретной личности к правовым явлениям (индивидуальное правосознание), отношения социальных групп (групповое правосознание) и всего общества в целом, населения страны (общественное правосознание). 

Обычно выделяют три уровня правосознания: 

  1. обыденное правосознаниеформируется личным жизненным опытом человека, имеет поверхностный и бессистемный характер; 
  2. профессиональное правосознаниескладывается в ходе специальной подготовки и осуществления юридической деятельности. Этот уровень правосознания присущ юристам;
  3. научное (теоретическое) правосознаниеосновывается на исследованиях, широких правовых обобщениях. Характерно для научных работников, изучающих вопросы права и правового регулирования общественных отношений. 

Формирование правосознания, как и развитие правовой культуры, происходит на протяжении всей жизни человека.

Правовая культура — социально-правовое явление, включающее правовые знания, убеждения, оценки действующей правовой системы. 

Правовая культура — более широкое понятие, чем правосознание, которое охватывает только духовную сферу жизни общества. Она включает в себя не только духовные, но и материальные элементы, например учреждения, их организацию, отношения должностных лиц.

Правовая культура состоит из правосознания, правовых отношений, правопорядка и закона, правовой деятельности.

Важнейшие признаки высокого уровня правовой культуры в государстве — постоянство конституционного строя, верховенство закона, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности, эффективность правоохранительных органов.

Понятие правовой культуры рассматривают в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура — часть общей культуры общества и включает в себя законы, юридическое образование, правовую науку, правопорядок. В узком смысле правовая культура — это часть общей культуры личности, включающая некоторый уровень правосознания, знание и навыки правомерного поведения. 

Функции правовой культуры

Правовая культура выполняет следующие основные функции:

  • познавательную — выражается в усвоении достижений права;
  • регулятивную — создаёт условия для нормального существования общества и обеспечения стабильного правопорядка;
  • нормативно-ценностную — заключается в сопоставлении человеком своих поступков с образцами поведения, поэтому одни поступки общество одобряет, а другие — нет;
  • коммуникативную — координирует интересы личности, социальных групп и социума;
  • прогностическую — определяет ключевые направления в законотворчестве, а также изменения правовой системы.

Проблема правового нигилизма

Антипод правовой культуры — правовой нигилизм.

Правовой нигилизм — негативное отношение к праву, игнорирование требований законов, недооценка права как регулятора социальных отношений.

Правовой нигилизм актуален для российского общества. Конец XX в. ознаменовался кризисом, который отрицательно повлиял на правовое сознание наших граждан, так как именно в этот период проходило становление российской государственности, менялись убеждения и приоритеты. Всё это привело к росту количества преступлений, несоблюдению правовых норм, столкновению криминальных группировок, переделам собственности. 

Правовой нигилизм зачастую принимает разрушительные формы и может перерасти в радикализм и экстремизм. Поэтому важно изживать подобные явления, повышать и поддерживать высокий уровень правосознания граждан, развивать систему правового воспитания, в основе которой должны быть положены ценности современной правовой культуры.

Итоги

  • Правомерное поведение соответствует принятым в обществе нормам права, не нарушает их. 
  • Выделяют социально активное, конформистское и маргинальное правомерное поведение, в основе этого разделения лежат мотивы действия людей.
  • Развитое правосознание человека способствует распространению правомерного поведения и определяет правовую культуру общества.
  • Правовой нигилизм опасен для становления общества, поэтому так важно повышать и поддерживать высокий уровень правосознания граждан.