Консультирование родителей по вопросам предупреждения вредных привычек у подростков

Консультирование родителей по вопросам предупреждения вредных привычек у подростков

 

   Большинство родителей понимает важность проблемы подросткового курения, хотя и не рассматривает эту проблему в качестве основной (первое место в глазах родителей занимают социальные проблемы). Особенно обеспокоены проблемой курения матери подростков, которые сами не курят. Курящие матери и отцы обеспокоены этой проблемой в меньшей степени.

 

   Нет смысла доказывать ни родителям, ни подросткам, что курение является важной проблемой в настоящий момент. И те, и другие прекрасно осведомлены об этом.

 

   И у подростков, и у родителей сложился в целом отрицательный образ курения как опасной и бесполезная привычки, которая влияет на здоровье и внешний вид человека. Проблемы и опасности, связанные с курением, хорошо известны как родителям, так и подросткам. Однако положительный образ НЕ-курильщика пока еще также не сформирован и мало распространен.

 

   Менее половины родителей считают, что их собственный пример может побудить подростка начать курить или отказаться от курения. Родители придают большее значение влиянию теле- и кино- героев, чем близких родственников.

 

   Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками подростка начать курить. В семьях с курящими родителями и даже в семьях бывших курильщиков две трети подростков хоть раз в жизни пробовали курить, в некурящих семьях таких намного меньше - 41%. В курящих семьях первая попытка курения подростка также происходит в среднем на год раньше, чем в некурящих семьях.

 

   Курение родителей оказывает влияние на закрепление привычки курения у подростков. В курящих семьях подростки не только чаще пробуют курить, но и чаще продолжают делать это регулярно, чем это случается в некурящих семьях или в семьях бывших курильщиков.

 

  Хотя родители считают себя одним из наиболее важных групп, оказывающих влияние на подростка, тем не менее, они склонны недооценивать влияние собственного примера на отношение подростка к курению. Подражание же взрослым, и первую очередь близким людям, а не кино- и телегероям, является одной из очень важных причин, побуждающих подростков курить.

 

    Мальчики смелее и чаще девочек вовлекаются в курение, курение среди мальчиков менее осуждается в обществе, чем курение девочек. Девочки пока реже пробуют курить, табу на курение действует на них сильнее, однако, начав курить, они чаще становятся регулярными курильщицами.

 

   Подростки не являются однородной группой, к которой применимы одни и те же подходы и стандарты. Подходы к обращению и влиянию на девочек и мальчиков должны быть разными. Воздействие на младших подростков гораздо действеннее и легче, чем на уже выросших подростков.

 

   Более половины курящих подростков считают, что родители знают об их привычке курить. Родители гораздо лучше осведомлены о курении мальчиков, чем о курении девочек. По мнению подавляющего большинства регулярно курящих мальчиков, их родители знают о том, что они курят. Девочки скрывают свое поведение от родителей гораздо более успешно и о них родители знают гораздо меньше.

 

   Одним из важных сообщений, которое можно было бы адресовать родителям, сводится к тому, чтобы они, видя, что их ребенок курит, не оставались к этому равнодушными, не проходили мимо, не утверждали своим индифферентным поведением легитимность действий подростка. В семье не должно одобряться курение подростка даже в том случае, если родители курят.

 

   Несмотря на то, что большинство родителей обращались к подросткам с разговором о вреде курения, этот разговор чаще всего остался без ответа, то есть, был неэффективен. Возможно, родители начинают разговор о курении с подростками не вовремя (слишком рано, либо слишком поздно), и выбирают неверные аргументы, в чем родителям нужно было бы помочь.

 

   Для родителей курение играет второстепенную роль среди других более важных молодежных проблем. Лишь 9% родителей назвали курение среди наиболее важных проблем молодежи сегодня. На первое место большая часть родителей ставят социальные проблемы обустройства в жизни (получение работы и образования), а также употребление наркотиков и алкоголя.

 

   Социальные проблемы заслоняют для родителей все другие проблемы молодежи, и курение оказывается среди них далеко не на первом месте. Такой взгляд распространен как среди молодых родителей, так и среди родителей среднего возраста.

 

   Важнейшей причиной, побуждающей подростков курить, по мнению большинства родителей, является влияние друзей и сверстников. Почти столь же распространен взгляд, что причиной курения является желание подростков соответствовать принятым в этой среде стандартам, моде.

   Свое влияние на подростковое курение родители несовершеннолетних оценивают весьма скромно – и в качестве примера для подражания, когда родители курят сами, и в качестве причины, вызывающей у подростков желание сделать «назло» .

 

   Более половины подростков 12-17 лет пробовали курить. Курение родителей имеет тесную взаимосвязь с попытками подростка начать курить.

 

   Обнаружена сильная взаимосвязь курения родителей и опыта курения подростков, то есть попытками подростков попробовать курить.

 

   Родители более осведомлены о курении подростков в том случае, если подросток курит часто: почти две трети регулярно курящих подростков считают, что родители знают об их привычке. Среди тех подростков, которые курят иногда (через день или реже) таких менее половины, а о тех, кто курит лишь иногда, знают около трети родителей.

 

      В основе профилактики и борьбы с курением, появлением алкогольной болезни и наркомании лежит систематическое повышение уровня осведомленности детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм. При этом основным методическим требованием при проведении беседы, лекции или разговора с детьми является личный примервзрослого, без которого немыслимо получение положительного эффекта.

    Главное правило воспитательно-оздоровительной и образовательной работы с детьми и подростками по профилактике наркомании и других вредных привычек заключается в том, чтобы это было сделано доходчиво, интересно, не вызывая сомнений. Важно не запугивать, а показывать преимущества здорового образа и стиля жизни, демонстрируя убедительные факты.

    Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов, повышающих эмоциональные и снимающих депрессивные состояния, страхи, комплекс неполноценности и неуверенности в себе. Поэтому особо важным является включение в программу профилактики наркомании и других вредных привычек регулярных занятий физической культурой и спортом, желательно преимущественно аэробной и силовой направленности, что способствует активизации деятельности нейронов головного мозга, продуцирующих энкефалины и эндорфины.

   

   Важно сформировать у педагогического коллектива осознанную потребность по реализации выработанной совместно программы действий.

 

    В последнее время наркотики приобрели такое широкое распространение в молодежной среде, что КАЖДЫЙ ребенок может получить предложение их попробовать, как раньше табак или алкоголь. Зависимость от наркотиков формируется очень быстро, иногда после нескольких употреблений. Наркомания - это болезнь, распространяющаяся со скоростью эпидемии и уносящая жизни детей с неотвратимостью, присущей СПИДу. Взрослому необходимо сегодня владеть основами информации по этой проблеме, чтобы при первом столкновении с ней не запаниковать и не совершить неправомерных действий, не причинить моральный вред ребёнку.

 

    По своей сути наркомания сегодня – это обряд субкультурного "крещения", проблема личностной свободы и запретного плода, проблема большего страха жизни, чем страха смерти.

 

    Многие исследователи проблемы профилактики наркомании у детей и подростков считают, что не существует никакой "преднаркотической" или "донаркотической" личности, а также никакой предрасположенности к наркотикам. С некоторой долей уверенности, с их точки зрения, можно говорить лишь о факторах, повышающих риск злоупотребления психоактивными веществами.

 

    Причины, приводящие к употреблению наркотиков, конечно, различаются, но к ним в первую очередь относится социальная незащищенность детей, неуверенность в завтрашнем дне, низкий уровень культуры и воспитания, совмещенный с недостаточным жизненным уровнем, неумение выйти из стрессовых состояния без использования веществ, влияющих на психику.

 

Советы педагогам и родителям – что делать, если вы подозреваете, что ребенок употребляет наркотики:

 

- не впадайте в панику;

- понаблюдайте за ним внимательно, не демонстрируя чрезмерного волнения и подозрения;

- ни в чем не обвиняйте ребенка, не читайте ему мораль, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте;

- поддержите ребенка, проявив внимание и заботу;

- обратитесь за консультацией к врачу, составьте совместный план действий;

- поставьте в известность о своих подозрениях директора;

- не привлекайте внимания других ребят к этой ситуации;

- имейте в виду, что все медицинские исследования возможны только при соблюдении личных прав ребенка.

- помните, что ваши подозрения могут так ими и остаться, и нанести моральную травму ребенку;

- совместно с администрацией необходимо предпринять все возможные меры к недопущению влияния этого ребенка на других детей;

- необходимо поставить в известность родителей;

- не верьте уверениям ребенка, что он сможет справиться с этим без специальной помощи;

- попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту (в любом случае, все лечебные действия могут осуществляться только дома и с согласия родителей).

 

    Употребление детьми наркотиков может определяться множеством разнонаправленных факторов, на которые педагоги в условиях школы не всегда могут повлиять. Задача коллектива– предпринять максимум усилий и не допустить распространения беды на своей территории.