Рекомендации педагогам

Организация ИПР с учащимися

Актуальные аспекты в организации индивидуальной профилактической работы в учреждении образования

Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений.

Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

  • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершенно-летних и семей, находящихся в социально опасном положении;
  • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений.

Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:

?  безнадзорных;

?  беспризорных;

?  занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

?  содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;

?  потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;

?  привлеченных к административной ответственности;

?  совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;

?  в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;

?  подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;

?  освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;

?  освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;

?  осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;

?  осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;

?  осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;

?  освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;

?  содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;

?  вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.

Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.

Программа индивидуальной профилактической работы является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов по форме согласно к настоящим методическим рекомендациям.

К разработке проекта программы необходимо привлекать законных представителей несовершеннолетнего, которые наряду с педагогами являются участниками реализации ее мероприятий. Необходимо постоянно приглашать родителей (законных представителей) на мероприятия в колледж, родительские собрания и заседания советов профилактики.

При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, специфику психофизического развития. Важно учитывать особенности протекания возрастных кризисов, в частности, подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Кураторам и мастерам производственного обучения необходимо изучать круг общения и интересов учащихся, их дружеские связи. Педагогам необходимо принимать меры во взаимодействии с законными представителями к разобщению подростков с лицами, оказывающими на них негативное влияние. Хочу обратить ваше внимание, что исходя из наблюдения и тесного общения с учащимися в учебной группе, вы, как её руководители, можете своевременно выявить личностные и психологические особенности и проблемы учащихся, обратить на них внимание специалистов СППС.

Программа ИПР должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий, родители (законные представители) и иные заинтересованные. При отсутствии должного сотрудничества со стороны законных представителей рекомендовано направлять письма с информацией о ненадлежащем воспитании детей по месту работы родителей учащихся.

Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего, с которым проводится ИПР. При проведении ИПР с несовершеннолетним недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) при реализации программы, так как это заметно снижает результативность проводимых мероприятий. Поэтому необходимо всем участникам ИПР своевременно проводить запланированные мероприятия, делать в программе отметку о их проведении с комментариями, выводами. Обращаю ваше внимание, что мероприятия программы кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, регистрируются в соответствующей документации - журналах.

Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже, чем 1 раз в квартал. К заседанию совета профилактики ответственные своевременно готовят информацию, отчёт о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, с объективными выводами и конструктивными предложениями и рекомендациями, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР – вносят предложения по внесению дополнений в программу.

Хочу обратить ваше внимание на новые методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государствен-ных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утверждённых заместителем Министра образования Республики Беларусь,                                                                  руководителем межведомственной группы для координации осуществления постоянного мониторинга ситуации на местах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 А.В. Кадлубаем от 01.10.2019г.

В этих рекомендациях уделяется внимание посещению семей учащихся, которое не должно носить формальный характер. Семьи вновь прибывших в группу обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.

В отношении иногородних обучающихся учреждений образования, родители которых проживают на территории иной административной единицы, кураторам, мастерам производственного обучения совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы, воспитателями, иными субъектами воспитательного процесса необходимо провести изучение особенностей семейного воспитания с использованием наблюдения, индивидуальных бесед с обучающимся, его родителями (при заселении в общежитие, на родительских собраниях), диагностики по изучению внутрисемейных отношений.

При проведении бесед, наблюдении необходимо обращать внимание на наличие следующих показателей у обучающегося:

  • неуважительно отзывается о своих родителях;
  • отсутствует одежда соответственно сезону, возрасту, необходимые предметы обихода и т.п.;
  • в выходные и праздничные дни практически не ездит к родителям;
  • систематически возвращается от родителей агрессивным, раздраженным, подавленным, расстроенным и т.п.;
  • родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;
  • родители уклоняются от общения с педагогами УПО, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в учреждении, его обучением, условиями проживания и т.п.;
  • установлен факт совершения противоправного действия в период нахождения у родителей;
  • имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении других несовершеннолетних детей и т.п.

Для проведения диагностики рекомендуется использовать следующие методики куратору учебной группы, воспитателю:

  • методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ) определяет «чувство вины в семье», «чувство тревоги», «нервно-психическое напряжение», «интегральный показатель семейной тревоги как типового семейного состояния»;
  • методика «Подростки о родителях» (Л.И.Вассерман, И.А.Горькова, Е.Е.Ромицына) позволяет изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте.

Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, куратору, мастеру производственного обучения рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.

При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление куратором (мастером производственного обучения) информации обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, с которым организована ИПР, проводится первичная реабилитационная программ, несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, составляется акт или информация иного характера. Отметка о посещении обучающихся на дому вносится куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы.

При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего куратору, мастеру производственного обучения необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.

Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием кураторов (мастеров производственного обучения).

О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания куратор (мастер производственного обучения) немедленно информируют администрацию учреждения образования. При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации руководство колледжа инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего обучающегося.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

«ТИПЫ ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ ПОВЕДЕНИЕМ»

Отклоняющееся поведение подростков в социальном плане сопряжено с понятием «трудный подросток». Характеристики трудных подростков отличаются по возрастным условиям развития, видам и характеру отклонений в поведении, по их личностным качествам, интересам, склонностям, потребностям.

Рассмотрим характерные черты трудных подростков, то есть подростков с отклоняющимся поведением, опираясь на различные их классификации.

В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.

С точки зрения данного подхода, первую группу составили дети с пассивной жизненной позицией, замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с педагогами и другими детьми. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов, как в отрицательном, так и в положительном отношении.

Ко второй группе были отнесены эгоисты, упрямые дети, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у детей, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.

К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые, систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других воспитанников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к взрослым, педагогам они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.

Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности.

Первую группутрудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями.

Вторую группусоставляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.

Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц.

Четвертую группусоставляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами.

В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.

Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:

Ведущие

недостатки личности

Преобладающие причины соответствующего поведения

и способы их преодоления

1. Грубость

А) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога

Б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться

В) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к подросткам, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей

2. Лень

А) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов

Б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность

В) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки

3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива

А) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки

Б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин

В) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания

4. Склонность к правонарушениям

А) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях

Б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению

В) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность

Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И.Невского. Им выделены следующие группы подростков:

1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;

2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;

3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;

4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;

5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;

6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;

7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.

Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.

«Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.

«Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.

«Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.

«Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.

«Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.

«Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.

«Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.

«Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах.

«Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу.

«Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.

Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов поведения трудных подростков, с которыми имеет дело педагог в практической работе, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления.

Материал взят из интернета и предложен для всех заинтересованных.

Инновационные подходы работы с семьёй

Консультация для педагогов 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ 

В настоящее время используются разные формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные, возникшие на основе разнообразия инициатив, перспективных для развития образования и воспитания, целью внедрения которых является поиск методов эффективного взаимодействия с детьми в процессе приобретения ими социальных и учебных навыков.

В последние годы в педагогическом сообществе все чаще стал использоваться термин «инновация». Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы учреждения дошкольного образования связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семьи на всех этапах ее развития.

Общение родителей должно начинаться с изучения семейной микросреды посредством диагностико-аналитической работы со взрослыми. Наряду с ее традиционными формами используются и инновационные: на родительских собраниях проводить интерактивные игры: «Знакомство», «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и др. все чаще применяются такие формы работы, как участие родителей в интернет-форумах и блиц-опросах, которые организуются на сайтах УДО. Задача воспитателя дошкольного образования – информирование родителей об их тематике и времени проведения.

Интересной формой работы являются клубы отцов, бабушек, дедушек. Цель создания таких клубов – расширение круга взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования. На совместных встречах родители и педагогические работники имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию.

Одной из форм работы с семьями воспитанников на современном этапе является проведение вечера вопросов и ответов. Хорошей формой просвещения является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения и формирования родительского коллектива. В ходе него родители могут проанализировать свой педагогический арсенал методов воспитания, задуматься над тем, что они делают правильно, а что не совсем.

Встречается еще одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик, в который родители могут помещать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам и администрации. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба либо ответы на них даются специалистами письменно.

Компьютерные технологии уже сегодня стали частью повседневной жизни современных людей. Внедрение компьютерных технологий в сферу образования позволяет сделать работу специалистов более эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог (англ.blog, от «web log» - сетевой журнал или дневник событий) - это веб - сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). В отличие от традиционного дневника блоги публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог - записи или в своих блогах).

Существует ряд особенностей, которые позволяют специалистам использовать блог в практике.

  •  Публичность, которая делает материал доступным для чтения родителями.
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, то есть получать обратную связь от родителей.
  • Наличие даты позволяет вести записи в хронологическом порядке в виде «ленты новостей», что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива , детей, педагогов как отдельных личностей (достижения).
  • Блог специалиста учреждения отражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.
  • Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет специалисту создать электронное портфолио.
  • Возможность пополнять и обогащать материал.

В блоге родители получают информацию и практические советы о том. Как правильно проводить упражнения, игры, задания для детей. Нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.

Так как интенсивно развиваются технологии в образовании, для обеспечения информативного просвещения можно использовать интернет- сайты.

Сайт- это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а так же имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный специалист может широко использовать возможности интернета в повышении эффективности  образовательного процесса и сотрудничестве с родителями. Целесообразно размещать на сайте ознакомительную и  обучающую информацию.

Ознакомительная информация может включать следующий материал:

  • о реализуемой образовательной программе;
  • о задачах и содержании работы на год;
  • о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, мастер- классов с указанием темы и цели;
  •  мероприятиях, предстоящих в ОУ: днях открытых дверей, марафонах и т.д., возможно, с фотоотчетом.

Таким образом , при помощи сайта родители имеют возможность получать информацию, ответы на волнующие вопросы, оставлять отзывы и комментарии.

Также, благодаря Интернету, для родителей открыт доступ к другим источникам информации интересующей направленности.

Кроме того, педагогическое просвещение родителей можно осуществлять посредством электронной почты.

Электронная почта- (англ. electronic mail)- технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе и глобальной) компьютерной сети.

Особенности электронной почты, позволяющие использовать ее специалистам:

  • Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
  • Как обычная почтовая связь, но быстрая.
  • Так же можно передать звуковые сообщения, изображения, документы…

При помощи электронной почты специалисты имеют возможность без визуального контакта консультировать родителей, давать рекомендации, рассылать приглашения на мероприятия, консультации.

Когда ребенок болен, то родители имеют возможность получать карточки с заданиями, памятки…Обмен различными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может осуществляться по электронной почте. Таким образом родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать разные специальные издания, например, медиапособия.

Медиатека- (англ.media – «носитель») – фонд книг, учебных и методических пособий, фильмов, звукозаписей, презентаций, а так же техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, проекторы, музыкальный центр…

Все вышеперечисленные устройства специалист может использовать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями: для знакомства родителей с вопросами, обогащения их знаний об особенностях развития. А так же специалист может помочь родителям подобрать обучающие задания, игры для детей дома, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации или тематической выставки различных медиа – объектов.

При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников необходимо соблюдать принцип открытости – предоставлять каждому родителю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.Непременным условием является сотрудничество педагогических работников и родителей в создании единых подходов к формированию личности ребенка в семье и детском коллективе. В этом – залог успеха.

Литература

  1. Баранова, Д. В. Интернет и специализированные издания как средства логопедического просвещения родителей. Сборник статей под ред. Л. С. Вакуленко Работа учителя – логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы, СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г
  2. Салтыкова-Волкович, М. Инновационный подход в работе с родителями / М. Салтыкова-Волкович //Журнал «Пралеска» 2018.- № 4. С.12-13.

Алгоритм постинтернатного сопровождения выпускника-сироты

Алгоритм

работы учреждения образования «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж» по обеспечению постинтернатного сопровождения выпускников, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно Положению о постинтернатном сопровождении детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 мая 2013 г. №433, учреждение среднего специального образования осуществляет постинтернатное сопровождение выпускников.

Постинтернатное сопровождение выпускников ведётся специалистами социально-педагогической и психологической службы, кураторами и мастерами производственного обучения учебных групп. Обязанности по постинтернатному сопровождению выпускников распределяются таким образом:

ü мастера производственного обучения, кураторы отвечают за индивидуальное курирование выпускников;

ü специалисты социально-педагогической и психологической службы выполняют функции координации;

ü заместитель директора по воспитательной работе осуществляет контроль.

После прекращения учащимися, находившимися на государственном обеспечении, образовательных отношений (окончание либо отчисление) в учреждении образования издается приказ о постинтернатном сопровождении выпускников (выпускника), в котором за выпускниками закрепляются мастера производственного обучения, определяются обязанности специалистов социально-педагогической и психологической службы, указываются сроки представления информации о результатах работы по социальной адаптации выпускников руководителю учреждения образования.

К постинтернатному сопровождению выпускников привлекается определенный круг заинтересованных ведомств и организаций, а также частных лиц:

  • специалисты территориальных центров социального обслуживания населения по месту фактического проживания выпускников;
  • учреждения образования среднего специального и высшего образования, в которых продолжают обучение выпускники;
  • организации и предприятия, где выпускники трудятся;
  • ближайшее окружение выпускников (соседи, родственники, друзья).

Алгоритм работы по постинтернатному сопровождению выпускников включает следующие этапы:

1)     диагностика уровня готовности будущего выпускника, находящегося на государственном обеспечении, к самостоятельной жизни, определение проблемных сфер, которые могут спровоцировать неуспешность социальной адаптации;

2)     обеспечение преемственности в деятельности различных структур по социальной адаптации выпускника (представление информации в территориальные центры социального обслуживания населения по месту фактического проживания выпускника, в учреждения образования по месту продолжения обучения, в организации и предприятия (по месту работы); осуществление контактов с ТЦСОН, учреждениями образования, с предприятием и организацией, где трудится выпускник; обмен необходимой информацией с субъектами постинтернатного сопровождения);

3)     выстраивание сети социальной поддержки выпускника (по месту жительства, по месту трудоустройства, по месту учёбы);

4)     содействие формированию у выпускника опыта самостоятельной жизнедеятельности (при необходимости обращение к сети социальной поддержки выпускника, к специалистам субъектов постинтернатного сопровождения).

Ведущими формами организационной работы по постинтернатному сопровождению выпускников могут стать:

  • общение по телефону с выпускником;
  • встречи с выпускником;
  • обмен информацией о выпускнике со специалистами, участвующими в постинтернатном сопровождении;
  • индивидуальное консультирование и инструктирование выпускника, при необходимости обращение к специалистам других субъектов постинтернатного сопровождения;
  • оказание психологической помощи;
  • посещение на дому выпускника и оценка условий жизни;
  • помощь в решении хозяйственно-бытовых проблем;
  • оценка результативности взаимодействия с выпускником.

Рекомендации по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними для педагогических работников и родителей

Жестокое обращение с детьмидействия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

     Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое (эмоционально дурное обращение) насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Во исполнение Всеобщей декларации прав человека и Декларации прав ребенка необходимо принять все необходимые меры для защиты ребенка от любых форм физического или психологического насилия, отсутствия заботы или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры должны включать поддержку ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение, выявление, информирование, передачу на рассмотрение, расследование, лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие несовершеннолетнего, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.

 Методические рекомендации для педагогов

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия, не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно педагог может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии несовершеннолетнего и предположить что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем элементарную диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние

  • низкая самооценка, пассивность;
  • сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи;
  • беспокойство, повышенная тревожность.
  • депрессивные состояния, печаль.

 Поведение

  • оппозиционное; заискивающее, регрессивное;
  • несоответствуюшая возрасту ответственность;
  • саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли).
  • возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, аддиктивное, девиантное, делинквентное поведение.

 Интеллект

  • снижение или полная потеря интереса к учебе;
  • задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития;
  • снижения познавательной мотивации и как следствие устойчивая школьная неуспеваемость;
  • нарушения речевого развития,
  • заторможенность в ответах, при выполнении заданий;
  • трудности запоминания, концентрации внимания.

 Взаимоотношения с окружающими

  • неумение общаться с людьми, дружить;
  • отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие;
  • стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним;
  • требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению;
  • агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам;
  • роль “козла отпущения”;

 Физическое состояние

  • маленький рост, недостаточный вес;
  • гигиеническая запущенность, неопрятный вид;
  • психосоматические заболевания, неврозы;
  • постоянный голод и/или жажда;

 Психолого-педагогические правила организации общения между педагогами и учащимися

1. Будьте внимательны к своим учащимся, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания педагогов и родителей требуют резкие «вдруг» возникшие изменения в поведении.

2. Обратите внимание на изменение работоспособности учащегося (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).

3. Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к учащемуся. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.

4. Будьте объективны не только в оценке учащегося, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.

5. Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в группе. Для этого необходимо:

- наблюдать за учащимися и обращать внимание на их поведение;

- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;

- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.

6. Искренне интересуйтесь жизнью своих учащихся. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите! Близким взрослым нельзя забывать о физических и эмоциональных травмах, которые получают дети от направленной против них злобы, ненависти. Так давайте подходить к детям, нуждающимся в психологической помощи и поддержке с открытой душой, горячим сердцем, добротой, вселяя в детские души надежду, веру в завтрашний день!

Будьте бдительны! Не оставляйте без внимания особенности поведения родителей и детей! Отнеситесь к детям, подвергшимся насилию или жестокому обращению, с любовью, лаской, добротой, и тогда они отплатят Вам тем же!

Что должен знать и уметь педагог для оказания помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от жестокости и насилия 

  1. Законы о защите прав ребенка.
  2. Организации, куда можно обратиться для защиты ребенка (органы внутренних дел, здравоохранения, опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, общественные правозащитные организации).
  3. Учреждения оказывающие психологическую помощь детям (СППС учреждения образования), номера “Телефонов Доверия”.
  4. Последовательность своих действий в случае жестокости и насилия.
  5. Признаки, характерные для различных видов насилия, в том числе физические повреждения и поведенческие отклонения.
  6. Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к ребенку.
  7. Последствия жестокого обращения, насилия: психологические, эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие и пр.
  8. Правила организации общения, установления контакта, уметь внимательно выслушать несовершеннолетнего, независимо от того подтверждает или отрицает он жестокое обращение и общаться с детьми.
  9. Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.

Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.

 В случае выявления явных признаков жестокого обращения с несовершеннолетним:

1) немедленно направить служебную записку руководителю образовательного учреждения о выявленном случае жестокого обращения с ребенком;

2) руководитель образовательного учреждения немедленно сообщает по телефону (затем, в течение дня направляет письменную информацию) о выявленном случае жестокого обращения с ребенком в органы опеки и попечительства для проведения обследования условий жизни и воспитания ребенка.

 Последовательность действий педагога для оказания помощи несовершеннолетнему

 Постараться разговорить учащегося, установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к учащемуся интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию. В таком случае учащийся почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотреть повреждения. Не отправлять домой, если он боится туда возвращаться.

Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:

  • 1) в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию учащегося с жестоким обращением;
  • 2) в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
  • 3) в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
  • 4) на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью:

- проведения диагностического обследования учащегося и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания);

- организации и проведения блока коррекционных занятий с учащимся и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания;

- обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.