Актуальные аспекты в организации индивидуальной профилактической работы в учреждении образования
Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-психолого-педагогической реабилитации или предупреждению совершения несовершеннолетними правонарушений.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение их причин и условий;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-психолого-педагогическая реабилитация несовершенно-летних и семей, находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении следующих несовершеннолетних:
? безнадзорных;
? беспризорных;
? занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
? содержащихся в приемниках-распределителях для несовершеннолетних, социально-педагогических учреждениях;
? потребление которыми наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребление алкогольных, слабоалкогольных напитков или пива установлены в соответствии с законодательством;
? привлеченных к административной ответственности;
? совершивших деяния, содержащие признаки административных правонарушений, но не достигших ко времени совершения таких деяний возраста, с которого наступает административная ответственность;
? в отношении которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу из-за недостижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством (заболеванием), во время совершения общественно опасного деяния были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний либо о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде в соответствии со статьей 426 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь уголовное дело частного обвинения;
? подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;
? освобожденных от уголовной ответственности в силу утраты деянием общественной опасности, в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, освобожденных от наказания вследствие чрезвычайных обстоятельств, на основании актов амнистии или помилования;
? освобожденных от уголовной ответственности с передачей их под наблюдение родителей, опекунов или попечителей;
? осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным неприменением наказания, без назначения наказания, условно-досрочно освобожденных от наказания;
? осужденных с применением принудительных мер воспитательного характера;
? осужденных с назначением наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения свободы;
? освобожденных из воспитательных колоний, арестных домов;
? содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях;
? вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений.
Органы, учреждения и иные организации, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних.
Программа индивидуальной профилактической работы является системообразующим компонентом процесса ИПР с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями), разрабатывается с учетом характера совершенного противоправного деяния, диагностики личности несовершеннолетнего, предполагает промежуточный и итоговый анализ результатов по форме согласно к настоящим методическим рекомендациям.
К разработке проекта программы необходимо привлекать законных представителей несовершеннолетнего, которые наряду с педагогами являются участниками реализации ее мероприятий. Необходимо постоянно приглашать родителей (законных представителей) на мероприятия в колледж, родительские собрания и заседания советов профилактики.
При составлении программы следует учитывать особенности возраста несовершеннолетнего, специфику психофизического развития. Важно учитывать особенности протекания возрастных кризисов, в частности, подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям. Кураторам и мастерам производственного обучения необходимо изучать круг общения и интересов учащихся, их дружеские связи. Педагогам необходимо принимать меры во взаимодействии с законными представителями к разобщению подростков с лицами, оказывающими на них негативное влияние. Хочу обратить ваше внимание, что исходя из наблюдения и тесного общения с учащимися в учебной группе, вы, как её руководители, можете своевременно выявить личностные и психологические особенности и проблемы учащихся, обратить на них внимание специалистов СППС.
Программа ИПР должна предусматривать вовлечение несовершеннолетнего и его окружения в процесс преодоления проблемной ситуации, создание условий для освоения ребенком позитивного опыта разрешения проблем. В разработке программы принимают участие социальный педагог, педагог-психолог, кураторы, мастера производственного обучения, воспитатели общежитий, родители (законные представители) и иные заинтересованные. При отсутствии должного сотрудничества со стороны законных представителей рекомендовано направлять письма с информацией о ненадлежащем воспитании детей по месту работы родителей учащихся.
Основным критерием при проведении анализа реализации мероприятий программы должна быть сравнительная динамика позитивных изменений в поведении несовершеннолетнего, с которым проводится ИПР. При проведении ИПР с несовершеннолетним недопустима эпизодичность взаимодействия педагогических работников с несовершеннолетним и его родителями (законными представителями) при реализации программы, так как это заметно снижает результативность проводимых мероприятий. Поэтому необходимо всем участникам ИПР своевременно проводить запланированные мероприятия, делать в программе отметку о их проведении с комментариями, выводами. Обращаю ваше внимание, что мероприятия программы кураторами учебных групп, воспитателями общежитий, регистрируются в соответствующей документации - журналах.
Промежуточные и итоговые результаты реализации программы рассматриваются на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже, чем 1 раз в квартал. К заседанию совета профилактики ответственные своевременно готовят информацию, отчёт о реализации мероприятий программы, достигнутых результатах, с объективными выводами и конструктивными предложениями и рекомендациями, в случае их отсутствия или низкой эффективности ИПР – вносят предложения по внесению дополнений в программу.
Хочу обратить ваше внимание на новые методические рекомендации по межведомственному взаимодействию государствен-ных органов, государственных и иных организаций при выявлении неблагоприятной для детей обстановки, проведении социального расследования, организации работы с семьями, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, утверждённых заместителем Министра образования Республики Беларусь, руководителем межведомственной группы для координации осуществления постоянного мониторинга ситуации на местах по выполнению Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 А.В. Кадлубаем от 01.10.2019г.
В этих рекомендациях уделяется внимание посещению семей учащихся, которое не должно носить формальный характер. Семьи вновь прибывших в группу обучающихся рекомендуется посетить до 1 ноября; семьи, знакомство с которыми уже состоялось ранее – до 1 января.
В отношении иногородних обучающихся учреждений образования, родители которых проживают на территории иной административной единицы, кураторам, мастерам производственного обучения совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы, воспитателями, иными субъектами воспитательного процесса необходимо провести изучение особенностей семейного воспитания с использованием наблюдения, индивидуальных бесед с обучающимся, его родителями (при заселении в общежитие, на родительских собраниях), диагностики по изучению внутрисемейных отношений.
При проведении бесед, наблюдении необходимо обращать внимание на наличие следующих показателей у обучающегося:
- неуважительно отзывается о своих родителях;
- отсутствует одежда соответственно сезону, возрасту, необходимые предметы обихода и т.п.;
- в выходные и праздничные дни практически не ездит к родителям;
- систематически возвращается от родителей агрессивным, раздраженным, подавленным, расстроенным и т.п.;
- родители практически не заботятся о материальном обеспечении ребенка;
- родители уклоняются от общения с педагогами УПО, не посещают родительские собрания, не интересуются жизнью ребенка в учреждении, его обучением, условиями проживания и т.п.;
- установлен факт совершения противоправного действия в период нахождения у родителей;
- имеется информация о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в отношении других несовершеннолетних детей и т.п.
Для проведения диагностики рекомендуется использовать следующие методики куратору учебной группы, воспитателю:
- методика «Анализ семейной тревоги» (АСТ) определяет «чувство вины в семье», «чувство тревоги», «нервно-психическое напряжение», «интегральный показатель семейной тревоги как типового семейного состояния»;
- методика «Подростки о родителях» (Л.И.Вассерман, И.А.Горькова, Е.Е.Ромицына) позволяет изучить установки, поведение и методы воспитания родителей так, как их видят дети в подростковом и юношеском возрасте.
Осуществляя визит в семью, педагогическим работникам необходимо помнить о соблюдении соотношения между правом ребенка на государственную заботу и защиту и правом законных представителей на попечение и ответственность за ребенка. Чтобы не создавать напряжения во взаимоотношениях с законными представителями обучающихся, предупредить возникновение конфликтов, куратору, мастеру производственного обучения рекомендуется согласовать с ними дату и время посещения.
При посещении семей с целью изучения особенностей семейного воспитания несовершеннолетних составление куратором (мастером производственного обучения) информации обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, с которым организована ИПР, проводится первичная реабилитационная программ, несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, составляется акт или информация иного характера. Отметка о посещении обучающихся на дому вносится куратором учебной группы в журнале куратора учебной группы.
При изучении особенностей семейного воспитания несовершеннолетнего куратору, мастеру производственного обучения необходимо обратить внимание на санитарно-гигиеническое состояние жилого помещения, обеспеченность ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь по сезону, предметы личной гигиены, школьные принадлежности), наличие места для приготовления уроков, для сна и отдыха; особое внимание необходимо обратить на взаимоотношения между членами семьи. Недопустимо при посещении семей несовершеннолетних выяснение информации о размерах доходов, наличии денежных вкладов и т.п.
Результаты изучения особенностей семейного воспитания обучающихся по мере завершения плановых посещений семей необходимо рассматривать на заседаниях Совета учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее – Совет профилактики) с участием кураторов (мастеров производственного обучения).
О выявлении признаков семейного неблагополучия в ходе изучения особенностей семейного воспитания куратор (мастер производственного обучения) немедленно информируют администрацию учреждения образования. При выявлении показателей семейного неблагополучия, трудной жизненной ситуации руководство колледжа инициирует проведение социального расследования по месту проживания родителей несовершеннолетнего обучающегося.