Инновационные подходы работы с семьёй

Консультация для педагогов 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ 

В настоящее время используются разные формы педагогического просвещения родителей, как уже утвердившиеся, так и новаторские, нетрадиционные, возникшие на основе разнообразия инициатив, перспективных для развития образования и воспитания, целью внедрения которых является поиск методов эффективного взаимодействия с детьми в процессе приобретения ими социальных и учебных навыков.

В последние годы в педагогическом сообществе все чаще стал использоваться термин «инновация». Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогического коллектива учреждения дошкольного образования и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

Инновационная составляющая работы учреждения дошкольного образования связана с целостной поддержкой воспитательного потенциала семьи на всех этапах ее развития.

Общение родителей должно начинаться с изучения семейной микросреды посредством диагностико-аналитической работы со взрослыми. Наряду с ее традиционными формами используются и инновационные: на родительских собраниях проводить интерактивные игры: «Знакомство», «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и др. все чаще применяются такие формы работы, как участие родителей в интернет-форумах и блиц-опросах, которые организуются на сайтах УДО. Задача воспитателя дошкольного образования – информирование родителей об их тематике и времени проведения.

Интересной формой работы являются клубы отцов, бабушек, дедушек. Цель создания таких клубов – расширение круга взаимодействия семьи и учреждения дошкольного образования. На совместных встречах родители и педагогические работники имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию.

Одной из форм работы с семьями воспитанников на современном этапе является проведение вечера вопросов и ответов. Хорошей формой просвещения является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения и формирования родительского коллектива. В ходе него родители могут проанализировать свой педагогический арсенал методов воспитания, задуматься над тем, что они делают правильно, а что не совсем.

Встречается еще одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик, в который родители могут помещать записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам и администрации. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба либо ответы на них даются специалистами письменно.

Компьютерные технологии уже сегодня стали частью повседневной жизни современных людей. Внедрение компьютерных технологий в сферу образования позволяет сделать работу специалистов более эффективной. Связь с родителями может осуществляться при помощи Интернета посредством блогов, сайтов, электронной почты.

Блог (англ.blog, от «web log» - сетевой журнал или дневник событий) - это веб - сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). В отличие от традиционного дневника блоги публичны и предполагают посторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог - записи или в своих блогах).

Существует ряд особенностей, которые позволяют специалистам использовать блог в практике.

  •  Публичность, которая делает материал доступным для чтения родителями.
  • Возможность оставлять к записям блога комментарии, то есть получать обратную связь от родителей.
  • Наличие даты позволяет вести записи в хронологическом порядке в виде «ленты новостей», что позволяет отразить временные события, происходящие в жизни коллектива , детей, педагогов как отдельных личностей (достижения).
  • Блог специалиста учреждения отражает авторскую позицию, сохраняет стиль автора, указывает на личные материалы.
  • Возможность размещения ссылок, фото, видео позволяет специалисту создать электронное портфолио.
  • Возможность пополнять и обогащать материал.

В блоге родители получают информацию и практические советы о том. Как правильно проводить упражнения, игры, задания для детей. Нуждающихся в постоянной логопедической поддержке.

Так как интенсивно развиваются технологии в образовании, для обеспечения информативного просвещения можно использовать интернет- сайты.

Сайт- это страница или группа страниц, объединенных по смыслу, по месту расположения, а так же имеющая единый стиль оформления. Это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира.

Современный специалист может широко использовать возможности интернета в повышении эффективности  образовательного процесса и сотрудничестве с родителями. Целесообразно размещать на сайте ознакомительную и  обучающую информацию.

Ознакомительная информация может включать следующий материал:

  • о реализуемой образовательной программе;
  • о задачах и содержании работы на год;
  • о времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, собраний, мастер- классов с указанием темы и цели;
  •  мероприятиях, предстоящих в ОУ: днях открытых дверей, марафонах и т.д., возможно, с фотоотчетом.

Таким образом , при помощи сайта родители имеют возможность получать информацию, ответы на волнующие вопросы, оставлять отзывы и комментарии.

Также, благодаря Интернету, для родителей открыт доступ к другим источникам информации интересующей направленности.

Кроме того, педагогическое просвещение родителей можно осуществлять посредством электронной почты.

Электронная почта- (англ. electronic mail)- технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений по распределенной (в том числе и глобальной) компьютерной сети.

Особенности электронной почты, позволяющие использовать ее специалистам:

  • Позволяет пользователям обмениваться сообщениями или документами без применения бумажных носителей.
  • Как обычная почтовая связь, но быстрая.
  • Так же можно передать звуковые сообщения, изображения, документы…

При помощи электронной почты специалисты имеют возможность без визуального контакта консультировать родителей, давать рекомендации, рассылать приглашения на мероприятия, консультации.

Когда ребенок болен, то родители имеют возможность получать карточки с заданиями, памятки…Обмен различными материалами, ссылками на тематические сайты как между педагогом и семьей, так и между родителями также может осуществляться по электронной почте. Таким образом родители становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

Для осуществления логопедической пропаганды среди родителей можно использовать разные специальные издания, например, медиапособия.

Медиатека- (англ.media – «носитель») – фонд книг, учебных и методических пособий, фильмов, звукозаписей, презентаций, а так же техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, проекторы, музыкальный центр…

Все вышеперечисленные устройства специалист может использовать не только в работе с детьми, но и в работе с родителями: для знакомства родителей с вопросами, обогащения их знаний об особенностях развития. А так же специалист может помочь родителям подобрать обучающие задания, игры для детей дома, что позволяет в игровой форме закреплять полученные знания.

Данные сведения доводятся до родителей в форме мультимедийной презентации или тематической выставки различных медиа – объектов.

При организации совместной работы учреждения дошкольного образования с семьями воспитанников необходимо соблюдать принцип открытости – предоставлять каждому родителю возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.Непременным условием является сотрудничество педагогических работников и родителей в создании единых подходов к формированию личности ребенка в семье и детском коллективе. В этом – залог успеха.

Литература

  1. Баранова, Д. В. Интернет и специализированные издания как средства логопедического просвещения родителей. Сборник статей под ред. Л. С. Вакуленко Работа учителя – логопеда с семьями: традиционные и инновационные подходы, СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012г
  2. Салтыкова-Волкович, М. Инновационный подход в работе с родителями / М. Салтыкова-Волкович //Журнал «Пралеска» 2018.- № 4. С.12-13.