Тематический план
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа объединения по интересам «Живой родник» разработана на основе государственных нормативных правовых документов Республики Беларусь в сфере образования и типовой программы дополнительного образования детей и молодежи, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 06.09.2017 № 123.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность и ориентирована на социализацию личности учащегося, удовлетворение его индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, адаптацию к жизни в обществе, организацию свободного времени, профессиональную ориентацию.
Реализация программы содействует приобщению учащейся молодежи к всестороннему изучению своей малой родины, возрождению региональных культурных традиций и обрядов, сохранению историко-культурного и природного наследия своей малой родины и страны.
Целью реализации программы туристско-краеведческого профиля является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося средствами туризма и краеведения.
Задачи:
образовательные:
– расширение знаний учащихся о родном крае, родном колледже, выпускниках колледжа, заслуженных людях района, специалистах сельского хозяйства;
– расширение знаний по истории, географии, экологии, биологии, полученных в учреждениях общего среднего;
развивающие:
– вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма и краеведения;
– подготовка к самостоятельной жизни и труду;
– овладение навыками здорового образа жизни и основами безопасной жизнедеятельности (ОБЖ);
воспитательные:
– формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии, нравственной, эстетической и экологической культуры;
– содействие формированию инициативности, активной позиции, социально зрелой и творческой личности;
воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование у учащихся потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии; профилактика асоциальных явлений, пропаганда здорового образа жизни; охрана и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, безопасной жизнедеятельности.
Программа имеет туристско-краеведческую направленность, предусматривает общую годовую нагрузку 80 часов.
Программа объединения по интересам рекомендована к использованию решением Совета колледжа от 31.08.2020, протокол №1
Образовательная область «Краеведение»
Образовательная область «Краеведение» включает ряд направлений: историческое краеведение, культура края, географическое краеведение, музееведение.
Цель: формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств средствами туристско-краеведческой деятельности.
Задачи:
образовательные:
– приобщение обучающихся к историко-культурным и природным ценностям, народным традициям и обычаям малой родины, страны, историческому наследию колледжа;
– приобретение практических навыков краеведческой деятельности; содействие профессиональной ориентации обучающихся.
развивающие:
– вовлечение обучающихся в поисково-исследовательскую деятельность;
– развитие мотивации обучающихся к познанию истории, культуры и природы страны;
воспитательные:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности учащегося;
– формирование понимания социально-экономических особенностей и проблем развития района, области.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
Введение
Цели и задачи, содержание работы объединения по интересам. Ознакомление с правилами ТБ
Раздел I. Организационная работа
Организация работы членов объединения по интересам «Живой родник»
Ознакомление с планом работы объединения по интересам «Живой родник», его основными разделами.
Обзорная экскурсия по музейной комнате.
Раздел II. Историческое краеведение
Основные исторические сведения о своём регионе
Исторические события XIX-XX веков на территории Ошмянщины
Важнейшие даты истории УО «Ошмянский государственный аграрно-экономический колледж»
Новая страница в жизни аграрно-экономического и аграрно-технического колледжей
Документы, письма, воспоминания, фотографии объединённого УО «Ошмянский аграрно-экономический колледж»
Видио-встреча «Наши ветераны»
Наш колледж глазами учащихся
Выпускники – передовики производства
Колледж – живой родник
Исторические фотоматериалы колледжа
От школы механизации и школы бригадиров до УО «Ошмянский аграрно-экономический колледж»
Заслуженные работники профтехобразования СССР, БССР, занесённые в книгу «Память Ошмянского района»
Раздел III. Географическое краеведение
Географическая область распределения профессий колледжа
Человек – хозяин родной земли
Трудовые ресурсы родной земли
Трудовые ресурсы колледжа
Раздел IV. Культура края
Профессия хлебороба и красота родного края
Тайны профессионального мастерства тружеников полей
Раздел V. Музееведение
Поисково-исследовательская деятельность «Судьба наших выпускников»
Итоговое занятие
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы обучающиеся:
должны знать:
– основные факты из истории развития изучаемой области;
– основные понятия, технические приемы и методы, применяемые в изучаемой области;
– основные исторические сведения о своем регионе.
должны уметь:
– использовать полученные знания на практике;
– самостоятельно работать с литературой;
– использовать дополнительные источники информации.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами подведения итогов реализации программы является отчетное, контрольное, открытое, итоговое занятие, экзамен, зачет, конкурс, выставка, самостоятельная работа, презентация и защита творческого проекта, зачетный поход, экспедиция, соревнование, слет и др.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основными формами организации образовательного процесса при реализации образовательной программы является занятие (теоретическое и практическое), экспедиция, экскурсия, поход, массовые мероприятия и др.
Среди интегрированных организационных форм выделяются экскурсии, слеты, профильные лагеря, экспедиции, дистанционные школы (заочные, очно-заочные), конференции, конкурсы и т.д.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
– методы обучения и формирования гражданско-патриотического сознания: беседа, рассказ, диспут, лекция и др.;
– методы организации туристско-краеведческой деятельности, поведения обучающихся: педагогическое требование, приучение, практическая исследовательская работа, практическая работа, упражнение, работа с литературой, самостоятельная работа, иллюстрация, демонстрация, дистанционные методы обучения и др.;
– методы стимулирования туристско-краеведческой деятельности, поведения обучающихся: дифференцированное обучение, участие в походах, экспедициях, экскурсиях, поощрение, перспектива, ситуация успеха и др.;
– методы контроля и оценки туристско-краеведческой деятельности, поведения обучающихся: беседа, опрос, наблюдение, анкетирование, тестирование, ранжирование, устный и письменный контроль, анализ результатов деятельности обучающихся, самоанализ, самоконтроль, диагностика, тренинги, рефлексивные методы и др.
ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Кодекс Республики Беларусь об образовании. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, - 2011-400 с.
Псторыя Беларуси курс лекцый: у 2 ч. / П.У. Брыгадзш [i шш.]. - Мшск: Р1ВШ БДУ, - 656 с.
Ганопольский, В.И. Уроки туризма / В.И. Ганапольский. - Минск: НМЦентр,1998.
Детско-юношеский туризм: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. - 208 с.
Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебное пособие / Б.В. Емельянов. - Москва: ЦРИБ «Турист», 1992.
Книга «Память. Ошмянский район». Гіст.-дакум. Хроніка Ашмянскага раёна. –Мн.БЕЛТА, 2003 -688 с.:іл.